Лилия Леонидовна Васильева сейчас живет в Тбилиси, но родилась в Ленинграде. Вместе с родными переживала блокаду. Как блокаднице удалось спастись и о чем помнит до сих пор, рассказывает корреспондент «МИР 24» Диана Иоселиани.
Шкатулка с фотографиями умещает в себе историю нескольких поколений. Снимков блокадного времени почти нет. Тогда думали, как выживать, но Лилия Леонидовна даже в такое тяжелое время верила в лучшее.
«Мы так и не эвакуировались. Хотя могли эвакуироваться в Уфу, где нас ждали мамина бабушка и мамины сестры. Но мы написали, что не можем приехать, потому что папа оставлен за заводом, а мы не хотим папу оставлять», – говорит пенсионерка Лилия Васильева.
Война застала Лилию Леонидовну, когда ей было 15, но школу она не оставила. Каждый будний день, несмотря на обстрелы и мучительный голод, проходила путь в 3 км. Помнит всё: и лица одноклассников, и учителей, которые делились с ребятами своим пайком.
«Идем из школы, и где-то жарят хлеб на олифе. Мы остановимся, давайте понюхаем. Понюхали и идем дальше», – вспоминает Лилия Васильева.
Жизнь, как кинохроника, говорит пенсионерка. 1942 год. Зима. В Ленинграде светомаскировка. Ну кто станет вспоминать о дне рождения? Тогда считалось, что каждый прожитый день – уже праздник. И вдруг поздравить внучку с другого конца города пришла любимая бабушка. Вся замерзшая.
«В горсточке она мне принесла несколько кусочков сахара. Это самый дорогой подарок за всю мою жизнь», – говорит Лилия Васильева.
Лилия Васильева, несмотря на преклонный возраст, мечтает еще раз попасть в город своего детства. Пройтись по набережной Невы и вдохнуть свежий воздух Ладожского озера, которое подарило жизнь тысячам ленинградцев.
Лилия Леонидовна является одним из инициаторов ежегодного проведения в республике акции «Бессмертный полк».
Подробнее в сюжете: Блокада Ленинграда
Читайте также: