11:58 20/03/2019

Как «Красная стрела» стала символом жизни и победы

Фото: Виталий Созинов © ТАСС

Ровно 75 лет назад 20 марта 1944 года состоялся первый после снятия блокады Ленинграда рейс легендарного экспресса «Красная стрела». На время Великой Отечественной войны движение этого поезда было прекращено. Последний раз состав из Москвы прибыл на Московский вокзал Ленинграда 22 июня 1941 года. А всего через два дня 24 июня 1941 года один из двух составов «Красной стрелы» был поставлен на хранение в так называемом «царском павильоне» на Обводном канале – там, где когда-то стоял царский поезд. К сожалению, этот павильон не сохранился до наших дней. Вторым составом «Красной стрелы» вывезли из Ленинграда детей, отправлявшихся в эвакуацию. Этот состав остался на хранение в Цирульске.

Движение «Красной стрелы» возобновилось только 20 марта 1944 года. Чтобы понять, какое символическое значение имел тот послеблокадный запуск легендарного поезда, нужно знать, что «Красная стрела» с самого начала была своеобразным символом движения к мечте: к счастью, достатку, свободе, которые будут при коммунизме.

Каким был довоенный поезд мечты

До июня 1941 года в течение целых десяти лет движение поезда было стабильным. Ежедневно ровно в 23 часа 55 минут два состава «Красной стрелы» одновременно стартовали один из Москвы, а другой из Санкт-Петербурга и двигались навстречу друг другу. Путешествие длилось 9 часов 45 минут. 

И какое это было путешествие! Вагоны «Красной стрелы» были самыми роскошными по тем временам, а уровень сервиса просто зашкаливал. Мягкие диваны, крахмальное белье, шелковые занавески, новые ковровые дорожки, хрусталь, элегантные улыбающиеся проводницы. В поезде работали буфеты и ресторан, в котором можно было провести всю поездку, дегустируя деликатесы, а можно было заказать ужин с доставкой в купе. Пассажирам на время пути предлагались шашки, шахматы и другие настольные игры.

Фото: ТАСС Фото Хроника

В «Красной стреле» впервые появились вагоны класса «люкс» с душевыми и туалетными кабинами, а также вагон СВ. В них путешествовали артисты, писатели, ученые, деятели культуры, партийные активисты и руководители предприятий. При этом поездка в составе №1 была вполне доступной по цене, лишь немного превышая стоимость проезда в обычном скором поезде.

Прокатиться хоть раз на «Красной стреле» мечтали почти все жители огромного СССР – точно так же, как съездить на курорт! Это было способом приобщения к красивой, обеспеченной жизни. К чему-то среднему между коммунизмом, который строила наша страна, и заграничной роскошью.

Организовать ежедневное курсирование между столицами самых быстрых и самых комфортных поездов распорядился в 1931 году лично Сталин. Известно, что он терпеть не мог авиаперелетов, а вслед за ним и вся властная верхушка предпочитала поезда. Газета «Правда» писала о задании Сталина так: «Между двумя столицами – старой и новой – должен курсировать экспресс, соответствующий высочайшим мировым стандартам». И он действительно соответствовал! 

Любопытный факт: «Красная стрела» круглосуточно охранялась сотрудниками НКВД, которые были в том числе и среди пассажиров поезда.

В одном из вагонов был оборудован телефонный переговорный пункт. Им можно было воспользоваться во время остановок на станциях: связь была не только с Кремлем, но и с главными мировыми столицами. Все это было чем-то, что вспоминалось во время войны, а особенно в блокадном Ленинграде, почти как символ утерянного рая. Во всяком случае, как средоточие счастливой мирной жизни. 

Где хранилась «Красная стрела» во время блокады Ленинграда

Между тем, уже к сентябрю 1941 года боевые действия переместились так близко к городу, что по территории ленинградских окраин пролегли оборонительные рубежи, были построены доты и заграждения, а некоторые территории заминировали: фронт подошел слишком близко. 

Осенью отопление в дома уже не подавалось, перестал работать водопровод, экономили на освещении, многие предприятия свернули свою работу. 17 ноября большинство потребителей отключили от электроэнергии. В декабре 1942 года в городе окончательно встали последние остававшиеся трамваи. Что это означало для ленинградцев, знают только те, кто пережил блокаду. На негнущихся, распухших от голода ногах, еле передвигаясь от слабости, они должны были всю страшную блокадную зиму 1941-1942 года преодолевать расстояния от дома до работы и обратно, а еще ходить на Неву за водой, и ежедневно за хлебом – стоять в бесконечных очередях. 

Фото: ТАСС

В январе-феврале и марте 1942 года каждый месяц умирали десятки тысяч людей. Показатель смертности достиг 560 человек на тысячу! И никто никого не хоронил. Не было сил. Окоченевшие трупы собирали в изредка проезжавшие по городу санитарные грузовики, вывозили и сжигали. 

Когда после той самой страшной блокадной зимы в марте 1942 года город начал оживать и на линию вышел первый возвращенный к жизни трамвай, это было событие невероятной важности! Это был символ победы над смертью: «Смотрите, радуйтесь, мы выжили!».

И если так воспринималось восстановленное движения городского транспорта, то что же говорить о пуске легендарной «Красной стрелы» в 1944 году! Ведь это означало самую настоящую победу над врагом. И пусть до капитуляции Германии оставалось еще больше года, пусть еще шли бои, но путь между двумя столицами был свободен. И снова, как в довоенном прошлом, по этому пути курсировала легендарная «Красная стрела»! 

Подвиг железнодорожников

Для того, чтобы снова запустить весной 1944 движение этого поезда, железнодорожникам пришлось совершить почти невозможное. После того, как 4 января 1944 года советские войска перешли в наступление и отодвинули от города группу армии «Север», началось постепенное вытеснение врага. В честь окончательного снятия блокады 27 января в Ленинграде был дан салют. А к концу февраля наши войска уже освободили от врага всю Ленинградскую и часть Калининской областей.

Отступая, гитлеровские войска взрывали мосты, уничтожали линии связи, разрушали железные дороги. На станции Красное Село была взорвана подпорная стена у озера и пути оказались затоплены. От взрывов бомб, заложенных в земляное полотно, повсеместно образовались громадные бреши, достигавшие 300 метров. Многие участки пути и железнодорожные объекты были заминированы. Только на линии от платформы Дачное до станции Лигово сапёры обезвредили на каждом километре до 1500 мин. А на участке Поповка – Дубцы рабочие извлекли из минных колодцев, шахт, тоннелей более 10 000 мин, сотни авиабомб и неразорвавшихся снарядов. 

Фото: Леонид Доренский/ТАСС

Из Москвы была поставлена задача ввести в строй до 1 марта 800 км пути. Поэтому в сутки пришлось восстанавливать до 20 км путей. Люди работали на пределе сил и днем, и ночью. В основном это были женщины и бывшие солдаты, демобилизованные по ранению. 

В начале марта из Ленинграда в сторону Москвы уже проследовал пробный грузовой поезд. В этот же день такой же поезд прибыл из столицы в Ленинград. Впереди было самое ответственное – первый послеблокадный рейс экспресса «Красная стрела». 

Подготовку этого рейса взял под свой контроль лично нарком путей сообщения Лазарь Каганович. Среди локомотивных бригад Москвы и Ленинграда развернулось соревнование за право вести первый после блокады состав «Красной стрелы». В Ленинграде это почётное право завоевала бригада машиниста П. И. Волосюка. Начальником поезда был назначен М. Г. Кардаш, перед войной долгие годы работавший главным кондуктором на «Красной стреле» и проявивший героизм при доставке грузов в блокированный Ленинград.

По случаю восстановления движения «Красной стрелы» на Московском вокзале была даже открыта первая в послеблокадном Ленинграде парикмахерская. 

Проводники в белых перчатках и аккуратно подогнанной форме встречали первых пассажиров возле вагонов. Состав сопровождали врач, сотрудники милиции и пограничники. А поскольку атаки с воздуха были еще вполне вероятны, состав замыкала бронированная платформа с зенитными пулеметами. «Красная стрела» вышла из Ленинграда в 17:00 и через 16 часов прибыла в Москву: состояние железнодорожного полотна еще не позволяло развивать высокие скорости. 

Вот что написал участник этого рейса, ленинградский журналист Матвей Фролов: «Если бы не пулемет в хвосте поезда, трудно было бы и подумать, что война продолжается. Что идут бои на Днестре. Всё оборудование поезда довоенное. Когда 22 июня 1941 года «Красная стрела» пришла в Ленинград в последний раз, железнодорожники не только надежно укрыли составы, но и бережно спрятали все оборудование: белье, одеяла, ковры, хрустальные графины – пригодятся! «Стрела» не ходила больше тысячи дней. Всё хозяйство сберегли, и оно действительно пригодилось!».

Фото: ТАСС 

В тот момент, когда от Московского вокзала в Ленинграде отошёл старейший из фирменных пассажирских поездов, с Ленинградского вокзала в Москве отправился в рейс другой состав «Красной стрелы» – в сторону Ленинграда. Оба состава в одну и ту же минуту 21 марта 1944 года остановились у своих платформ в Москве и Ленинграде. «Красная стрела» после трёхлетнего перерыва вновь стала регулярно курсировать между обеими столицами. 

Любопытный факт: в то время вагоны «Красной стрелы» были синими. Свой нынешний темно-красный колер они приобрели только в 1962 году.