Театр балета классической хореографии La Classique, коллектив Государственного бюджетного учреждения культуры «Москонцерт» отмечает 30-й юбилейный сезон. 23 марта на огромной сцене Crocus City Hall состоялась премьера балета «Лебединое озеро». Сейчас же на весь апрель, май и начало июня у Театра запланировано более 22 самых популярных балетных постановок. Увидеть «Лебединое озеро», «Жизель», «Кармен» и «Вальпургиеву ночь» можно будет в концертных залах Москонцерта. Затем театр ждут длительные европейские гастроли. В канун юбилейного сезона мы поговорили с создателем и бессменным руководителем театра LA CLASSIQUE, почетным членом Академии Художеств Эликом Гельмановичем Меликов о том, чем сейчас живет театр и есть ли будущее у классической хореографии.
С чего все началось? На дворе 1990 год, страна в кризисе… не самое благоприятное время для искусства и балета в частности. Но именно в это время был создан театр. Расскажите, кому и как пришла эта идея? Почему именно в этот период?
Фото: предоставлены пресс-службой ГБУК г. Москвы «Москонцерт»
Элик Меликов: Да, история парадоксальная, но где-то и судьбоносная. В совсем юные годы я горел мечтою стать танцовщиком, но не сложилось. Тогда я попробовал свои силы в изобразительном искусстве. И здесь меня ждало признание. Конец 80-х, я молодой художник-монументалист, работаю над созданием объектов в разных уголках Союза. Но большие перемены в жизни страны, перелом в мышлении становился все ощутимее и болезненнее. И вот одна моя знакомая художница пришла с предложением: – «Давай создадим кооператив?». Ну, что тогда были в нашем понимании кооперативы? Какие-то торговые палатки со всякой ерундой и пирожками… Говорю: – «Не могу я печь пирожки и торговать». А она: – «Мы будем шить костюмы!». – «Какие еще костюмы? Я же художник-монументалист, я по витражам, по мозаикам, по росписи специалист». – «Мы будем шить театральные костюмы!»
В тот момент еще существовало множество различных театральных коллективов – профессиональных и самодеятельных. Требовались костюмы разной сложности, а купить их было негде. Вот так мы и начали осваивать технику пошива театральных костюмов, головных уборов, потом обуви, декораций. Собрали в свой кооператив множество профессионалов оставшихся не у дел, около 200 человек – дизайнеров, художников по костюмам, мастеров пошива. Дело ширилось, заказов поступало все больше. И вот однажды мы получили заказ на пошив костюмов для балета. У нас отлично получилось. Мы начали сотрудничать с Большим театром, с Кировским (Мариинским) театром, с театром МХАТ, много с кем удалось посотрудничать. Но везде по стране я видел одно – огромное количество артистов сидят без работы. В то время как за рубежом был (и есть спрос) на русский балет, на русское искусство. Вместе с коллегами мы создали наш первый проект – Moscow City Ballet. В основном, он был ориентирован на выступления за рубежом. Ну а дальше, с помощью Союза театральных деятелей, единомышленников и друзей был создан проект La Classique. Проект собрал под свое крыло большое количество талантливых людей – балетмейстеров, хореографов, артистов балета, костюмеров, техников. Вот так в самый разгар экономического кризиса, распада Советского Союза, развала всех связей и отношений, мы, сплоченные любовью к балету смогли объединиться, чтобы выжить. Да, было очень тяжело. Всем пришлось учиться и учиться быстро тому, о чем раньше и не знали. Но в первую нам всем было интересно. Каждый старался привнести что-то самое лучшее от себя, чтобы спектакли получались. Без интереса нет стимула к работе и к зарабатыванию денег. Этот же самый интерес к двигает театр и сейчас.
Что сегодня? Чем живет театр, куда двигается?
Элик Меликов: Сегодня театр La Classique это 50 профессиональных артистов балета, это педагоги, постановщики, балетмейстеры; это 15 сложнейших классических спектаклей в репертуаре; это две постоянные сцены – камерная, в особняке Москонцерта на ул. Пушечной и большая в Москонцерт Холле; это просторные репетиционные залы и собственное общежитие для сотрудников театра; это постоянные гастроли в Великобритании, Италии, Франции и другим странам; это, наконец, возрожденные гастроли по городам России; это 30-й юбилейный сезон, который обозначен выходом на одну из самых больших сцен России – сцену Crocus Citty Hall; и это всё тот же ежедневный труд и самопожертвование каждого члена нашего театра ради чего-то большего и красивого. В перспективе у нас создание школы и Академии балета для выращивания собственных артистов. Мне радостно, что во многих учебных заведениях России и, конечно же, в нашем театре, сейчас преподают артисты, которые когда-то работали у нас. Это еще совсем молодые и энергичные люди – артисты балета рано выходят на пенсию – и они не должны разлучаться с балетом. Они могут и хотят передавать свое знание и умения подрастающему поколению.
Сегодня существует множество мультимедийных и даже иммерсивных балетных шоу и спектаклей. Могут ли эти экспериментальные формы потеснить классику?
Элик Меликов: Сейчас я наблюдаю новый всплеск интереса к искусству в целом, в том числе и к балету. Каждый музыкальный театр к новому сезону представляет свою версию спектаклей, и свободных мест в залах мало. Создается множество танцевальных коллективов, которые ищут новые формы. Вышло много интересных фильмов о великих артистах и популярных фильмов разных жанров, где, так или иначе, присутствует тема балета и танца. Конкурс в высшие балетные школы снова стал велик. И это здорово! Думаю, что детям обязательно нужно ходить в танцевальные школы и учится хореографии. Нет, все не станут танцовщиками, да это и не нужно. На балетные школы помогают формированию и тела, и духа человека. Это и осанка, и умение держать себя, и усердие с трудолюбием. Все это очень нужно в жизни.
Балету есть куда расти. Эксперименты с формами выражения, симбиозы разных жанров – это хорошо. Новый век должен подарить человечеству новые шедевры. Но эти поиски делают классику еще более интересной и востребованной.
Фото: предоставлены пресс-службой ГБУК г. Москвы «Москонцерт»