Сегодня, в Международный день театра, мы раскрываем небольшие секреты театральной жизни. Но не с позиции создателей спектаклей, а со стороны тех, кто их смотрит, то есть зрителей. У настоящих театралов есть свои секреты, и с нами поделились некоторыми из них.
Моя подруга Марина – из тех, кто не просто любит театр, а увлекается им всерьез. Она активно ходит на спектакли, уделяя им почти все свободное время. Несмотря на то, что живет она в крупном сибирском городе, где театральная афиша достаточна обширна, она регулярно летает в Москву на «театральные недели». Ведь в столице размах театральной деятельность несоизмерим: тут в один день могут на разных площадках идти больше ста интересных спектаклей! Чтобы не «разорваться», Марина все планирует заранее, и каждый день у нее наполнен театром – с перерывом на обед. В таком режиме она существует уже давно, и с годами театр ей не наскучивает, а все больше привлекает.
Словом, можно сказать, что Марина – настоящий профессиональный зритель. Она знает, где что показывают, куда стоит ходить, а куда – нет, и где играют лучшие актеры, которые у всех на слуху. Однажды она пригласила меня в театр «Современник» на «Пигмалиона». В нем играют актеры «высшей категории»: Алена Бабенко и Сергей Маковецкий. Несмотря на звездный состав, я удивилась, что наши билеты стоят совсем не дорого. Оказалось, что они были в бельэтаж, причем, не на первый его ряд.
Так что первое действие мы видели издалека. Я, правда, видела, как двигаются актеры, и слышала, что они говорят. Но не более того. Каково же было мое удивление, когда в антракте Марина потащила меня в партер, и мы сели на шикарные места, с которых сцена видна как на ладони. Оказалось, что моя практичная подруга, пользуясь своим личным биноклем, во время первого действия углядела в партере пару незанятых кресел, и – вуаля! – мы стали их новыми временными хозяйками. И правда, зачем пропадать хорошим местам, если их никто не занял? Так что во втором отделении я могла пересчитать все кольца на руках Алены Бабенко и увидеть, из какой ткани сшита бабочка на костюме Сергея Маковецкого.
«Я почти всегда покупаю билеты куда-нибудь на галерку, – рассказала мне в антракте Марина. – Но в итоге как-то так получается, что сижу на хороших местах». Мне стало интересно, какие лайфхаки она еще применяет, чтобы так много, и необременительно для бюджета, и с пользой для души ходить в театры. Я попросила Марину «огласить весь список», и она рассказала о том, что открывалось ей с опытом.
В выборе постановки Марина руководствуется информацией из онлайн-журнала «Театрал», обзорами на разных сайтах с афишами и своими личными предпочтениями. На некоторые спектакли можно и два раза сходить – так, например, у нее случилось с постановкой «Юбилей ювелира» в МХТ имени Чехова. В этой постановке модного сегодня режиссера Константина Богомолова играл Олег Табаков, и чувствовалось, что этот спектакль будет для него последним. «Во второй раз я его увидела совершенно по-другому, и как будто я побывала на двух разных спектаклях, – призналась она. – Так что успей сходить на тех актеров, кого давно хотела увидеть «живьем». Мастера уходят, и не стоит откладывать».
Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС
Если вы хотите сэкономить на стоимости билетов, то главное правило: не покупать у перекупщиков, у распространителей и на сайтах, которые делают наценку. Лучше – на сайте самого театра. Можно также и у операторов (таких, как Ticketland.ru и Ponominalu.ru), которые не делают наценки и продают билеты по их реальной стоимости.
Билеты лучше покупать заранее – хотя бы за месяц. Тогда и выбор мест больше, и можно купить недорого. Помните, что в выходные дни стоимость билетов может быть выше, чем в будни. Летом, когда театральный сезон заканчивается, можно купить совсем не дорогие билеты на те спектакли, которые идут по расписанию. А вот в периоды театральных фестивалей некоторые спектакли, которые участвуют в них, стоят дороже. Поэтому иногда имеет смысл подождать, когда фестиваль закончится, и посмотреть постановку в обычные дни.
Помните, что билеты на основную сцену театра будут стоить меньше, чем на малую или в фойе. Так что в один и тот же театр можно купить как очень дорогие, так и очень дешевые билеты. Не стоит покупать билеты на первые ряды – с них в некоторых случаях видно хуже. Особенно, если вы смотрите балет. Зачастую места на первом ряду бельэтажа или лож даже более удобны и выгодны. Еще один момент: во многих театрах есть так называемые «подставные стульчики», или откидывающиеся сиденья. На них билеты стоят значительно меньше, даже если эти места находятся в партере.
Еще один способ купить билеты недорого – сделать это за час до спектакля. В кассах в это время могут появиться билеты, которые продадут по льготной цене. А если вы не школьник и не пенсионер, то вы можете «поймать» билет на такую удочку: обратиться в кассу театра за полчаса до начала, когда снимают бронь. Если кто-то из приглашенных не пришел, можно недорого выкупить оставшиеся билеты.
Если у вас есть любимый театр с обширным репертуаром, куда вы ходите регулярно, то подпишитесь на его соцсети. Там иногда публикуются спецпредложения, скидки для подписчиков и конкурсы, в которых разыгрываются бесплатные билеты.
Один из лайфхаков о том, как сесть на более выгодные места, уже упоминался. Только помните, что пересаживаться принято после антракта, а не посреди первого действия. Еще обычно в театрах просят отключить телефон. Но если вам позарез нужно, чтобы он был включен, просто настройте яркость экрана на минимум и включите «тихий» режим. Тогда вы сможете ответить позвонившему SMSкой.
Купите себе бинокль – он не такой дорогой, и его можно найти в Интернет-магазине. Это выгоднее, чем все время брать напрокат в гардеробе. В бинокль можно разглядеть мимику актеров, а это в определенных жанрах очень важно. Чтобы вам было еще комфортнее, вы можете взять с собой большой шарф или шаль, чтобы закутаться в него, если в зале прохладно.
Если вы не хотите стоять в большой очереди в буфет, вы можете попить чай из принесенного с собой небольшого термоса, и во время антракта спокойно гулять по фойе, разглядывая фотографии актеров. А вот время после представления, когда основная масса людей хлынет в гардероб, вы сможете провести в буфете – уже без очередей. Кстати, верхнюю одежду лучше сдавать тем гардеробщицам, которые находятся дальше от главного входа – туда доходит меньшая часть людей.
Ну и, конечно, одеваться, идя в театр, желательно нарядно. И носить с собой туфли на каблуке, чтобы переобуться перед тем, как заходить в зрительный зал. Это хороший тон. И напоследок, как сказал один из современных режиссеров: «Дарите актерам цветы! Не забывайте об этой приятной для них традиции. Им это очень приятно!».
Подробнее в сюжете: Театр