13:32 11/04/2019

«Я шагаю по Москве»: 55 лет назад на экраны вышел знаменитый фильм Данелии

Фото: Грановский Наум © ТАСС

11 апреля отмечает день рождения, пожалуй, самый московский фильм – «Я шагаю по Москве». Лента вышла на экраны в 1964 году и сразу полюбилась зрителям. Однако мало кто знает, что фильм могли назвать совсем по-другому. К юбилею картины «МИР 24» рассказывает историю создания фильма и факты, о которых вы наверняка не знали.

За месяц до премьеры фильма «Я шагаю по Москве» – в марте 1964 года – первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев раскритиковал киноленту режиссера Марлена Хуциева и сценариста Геннадия Шпаликова «Застава Ильича». Хрущев посчитал картину «идеологически вредной». Дело в том, что весь сюжет повествовал о том, как три парня и девушка гуляют по улицам Москвы и выясняют отношения. Практически то же самое происходило и в сценарии «Я шагаю по Москве».

Пока шли разговоры вокруг «Заставы Ильича», у сценариста Геннадия Шпаликова появилось большое желание снять новое кино. Это был фильм «Я шагаю по Москве».

Творческий союз Данелии и Шпаликова

Любопытно, что Данелия мог бы строить дома, а не снимать фильмы. Первое его образование – архитектурное. А в 1959 году он окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Союзе кинематографистов и  посвятил себя кинемотографу.

Вскоре Данелия снимет «Афоню», «Мимино», «Осенний марафон». Сам режиссер считает, что именно с фильма «Я шагаю по Москве» и начался в советском кино жанр лирической комедии.

«После просмотра в Госкино между режиссером и чиновниками произошел примерно такой диалог: Непонятно, о чем фильм – Это комедия – Но она не смешная – А это лирическая комедия – Ну, тогда так и напишите: лирическая. Так и осталось: лирическая комедия. Очень точно», – отрывок из книги Анатолия Кулагина «Шпаликов».

Идея снять кино о Москве принадлежала Шпаликову. Однажды он пришел к Данелии с бутылкой шампанского в авоське и сказал, что придумал хороший сценарий. Правда, рассказал он лишь про один эпизод: в городе льет сильный дождь, идет босиком под дождем девушка и следом за ней едет велосипедист. Никакого сюжетного развития дальше не было. Оно появилось позже.  

Сценарий Шпаликов и Данелия писали в две руки. Геннадий сочинял текст эпизода и отдавал режиссеру. Данелия его правил, подгонял под рамки кино.

Это могло бы быть совсем другое кино

В 1963 году написали первый вариант сценария будущей картины. Черновое название фильма – «Верзилы». В другом варианте сценарий назывался «Приятели». Сцена, о которой Шпаликов рассказывал Данелии, в этих двух версиях сценария была прописана на самом деле: «А по самой середине улицы шла девушка. Она шла босиком, размахивая туфлями, подставляла лицо дождю... Внезапно появился парень на велосипеде. Мокрый насквозь, в кедах, улыбается. Он медленно поехал за девушкой».

В финальном варианте сценария, и в самом фильме этот эпизод сохранился. Только добавился еще зонтик, который велосипедист держит в руке, пытаясь прикрыть им уже намокшую девушку от дождя. Эта сцена добавила комедии еще большей лиричности.

Сцена дождя и остальные сцены были сняты оператором  Вадимом Юсовым. К моменту начала съемок фильма Вадим уже успел поработать с кинорежиссером Андреем Тарковским.

Юсову и Данелии удалось полностью погрузиться в московскую реальность. В фильме мелькает советская настенная мозаика с фигурами рабочих и крестьян,  показан концерт на парковой площадке, танцы во дворе под радиолу, знаменитые «Победы» и «Москвичи», модные в те года кеды, самодельные шапки из газеты, уличные автоматы с газировкой...

Фото: Двалишвили Б./ТАСС

Кстати, в первоначальном сценарии фильма Шпаликов и Данелия прописали шутку про Красную площадь. Один из героев перебивает экскурсовода и переводит внимание туристов с собора Василия Блаженного на ГУМ. «... вот главная достопримечательность – магазин, яркий пример тяжеловесно-вычурной псевдорусской архитектуры конца XIX века». За что экскурсовод и посылает непрошеного помощника куда подальше».

Еще в «Я шагаю по Москве» мог бы появиться гусь, мать одного из героев просила купить его к обеду. С ним герои должны были попадать в разные комические ситуации .

Финальная версия 

Названия киноленты «Верзилы» и «Приятели» в ходе написания сценария отпали. Первое несло негатив по отношению к героям.  Во втором не было никакой мысли. Окончательное название – «Я шагаю по Москве» –  отвечало духу того времени.

Вскоре сценарий был дописан, но с его утверждением возникли проблемы. Фильм художественному совету показался слишком спокойным.

«Непонятно, о чем фильм. – О хороших людях. – Этого мало. Нужен эпизод, который уточнял бы смысл».

По дороге в машине Данелия и Шпаликов придумали, что герой будущего фильма Володя не просто так приехал в столицу. Начинающий писатель, он прислал свой рассказ известному писателю и должен был получить его отзыв. Тогда в сценарии появился новый персонаж – полотёр. Он выдавал себя за писателя, вечно критикующим труды Володи. В его репликах были заключены фразы, которые Данелия и Шпаликов выслушывали от своих цензоров. Сначала эту роль хотели предложить Рудольфу Рудину, но он не смог принять участия в съемках, и вместо него утвердили Владимира Басова – это был его актерский дебют. В результате съемки фильма в художественном совете одобрили.

Фото: Малышев Николай/ТАСС

Главных актеров могли бы сыграть совершенно другие артисты: на роль Володи пробовался Виталий Соломин, но он не понравился худсовету. Продавщицу грампластинок должна была сыграть Наталья Селезнева. С ней уже сняли несколько сцен, но худсовет отдал свои голоса в пользу Галины Польских. Только Никиту Михалкова утвердили сразу. Это была его первая значимая роль в кино.

Да и слова знаменитой песни звучали так: «Я шагаю по Москве, как шагают по доске», но Данелия не принял этот вариант, и Шпаликов во время съемок сочинил тот, который стал заглавным саундтреком. Музыку к этому советскому хиту написал композитор Андрей Петров.

«Шли съемки на площади Маяковского. А в это время Геннадий Шпаликов сидел неподалеку, в ресторане «София», и сочинял слова легендарной песни «А я иду, шагаю по Москве...».

Потом были монтаж, предпремьерный показ и, наконец, сама премьера, а на следующее утро все причастные к фильму «Я шагаю по Москве» проснулись знаменитыми. Для Шпаликова «Я шагаю по Москве» станет первым триумфом. И, к сожалению, единственным – подобный успех к нему больше не придет. 

Воспоминания Георгия Данелии:

Фото: Астапкович Владимир/ТАСС

«Мне приятно, когда этот фильм хвалят. Он мне и сегодня нравится. Но понимаю...

Если бы не поэтический взгляд Геннадия Шпаликова – фильма бы не было. Если бы не камера Вадима Юсова – фильма бы не было.

Если бы не музыка Андрея Петрова, если бы не обаяние молодых актеров – фильма бы не было. А если бы меня не было?..»