Знаменитый кардиолог Евгений Чазов празднует юбилей. Академику исполнилось 90 лет. Он создал препараты, которые спасают миллионы больных, открыл научный кардиологический центр и был одним из тех, кто лечил лидеров Советского Союза. Накануне дня рождения Евгения Чазова его коллеги и друзья рассказали об известных и неожиданных фактах его карьеры, передает корреспондент «МИР 24» Ольга Жемчугова.
«Как хорошо жить! У меня это с малых лет – как надо бороться за жизнь», – признался однажды Евгений Чазов.
Сегодня существование кардиологических центров, где каждый день спасают жизни, кажется обычным дело. И не верится, что до Евгения Чазова кардиология даже не была выделена как отдельная наука.
«Евгений Иванович в 38 лет стал начальником 4-го Главного управления при Минздраве СССР, а затем министром здравоохранения СССР. Именно по его инициативе во всех союзных республиках открыли диагностические центры», – рассказал доктор медицинских наук, профессор Весадет Азизов.
При Чазове начали создавать Всесоюзный кардиологический научный центр, который и сегодня считается ведущим в стране. Здесь проводят сложнейшие операции и лечат без оперативного вмешательства – с помощью препаратов, у истоков которых тоже стоял когда-то Чазов.
«Такие препараты как стрептаза, стрептодеказа пошли из кардиологического центра. Они способны растворять тромб в остром периоде инфаркта миокарда и восстанавливать кровоснабжение», – отметил главный кардиолог Министерства здравоохранения Беларусь, д.м.н., профессор, академик НАН Беларуси Александр Мрочек.
Лечение больных, которые перенесли инфаркт миокарда – это вообще отдельная статья в карьере Чазова. Именно с его подачи еще в СССР создали блоки интенсивной терапии для таких пациентов. До этого еще в 60-е годы XX века люди просто умирали дома, так и не получив помощь. Евгений Иванович помогал и коллегам. Даже когда сам становился пациентом. Так, в конце 80-х Евгений Иванович попал в отделение травматологии после серьезной аварии в Польше и, по словам коллег, стал «крестным отцом» эндопротезирования.
«Он говорит: «Вы мне помогли, а я вижу, что у вас проблемы тоже есть, чем вам помочь?» Я отвечаю: «Евгений Иванович, мы ставим эндопротез Сиваша, но сейчас появились новые генерации. Чтобы не отставать, желательно приобрести». Он тогда был в ранге министра здравоохранения. И говорит: «Давайте подумаем». И действительно в 90-х годах мы уже получили современные наборы», – вспоминает заведующий травматолого-ортопедическим отделением ОБП Управления делами Президента РФ Владимир Абельцев.
Обо всем этом сейчас редко вспоминают, сетуют родные. И чаще всего говорят о Чазове как о враче Брежнева. Однако в этом мало правды, уверена дочь Ирина.
«Папа не был личным врачом Брежнева и Андропова. У этих уважаемых людей были свои врачи, а папа просто был неравнодушным, всегда очень заботливо относился ко всем, кто наблюдался в четвертом управлении. А вот то, что папа – ученый, создатель теории патогенеза тромбообразования, изобретатель и испытатель новых прорывных лекарственных препаратов, остается в тени», – сказала дочь Евгения Чазова, директор института клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова, д.м.н., профессор, академик РАН Ирина Чазова.
Еще пару лет назад Евгений Иванович выходил на работу. В последнее время легендарный врач плохо себя чувствует и не дает интервью. Но продолжает бороться, как любит говорить, за жизнь.
Подробнее в сюжете: Медицина
Читайте также: