Он чувствует пульс нескольких эпох. Патриарху советской и российской журналистики Ясену Засурскому исполнилось 90 лет. 66 из них он отдал журфаку МГУ и за это время выпустил более 20 тысяч студентов. И на их удивление, помнил всех не только в лицо, но и по имени. О легендарном учителе – корреспондент «МИР 24» Владимир Сероухов.
Есть журналистика «до Засурского» и «после». Куда ни посмотри, кругом его воспитанники.
«Это действительно удивительный человек, который ухитрился выпустить такое количество звезд со своего факультета, что в принципе вся российская журналистика обязана в основном ему», – отметила телеведущая Тутта Ларсен.
«Ясен Николаевич – своеобразный Дамблдор. Ну как можно Хогвартс представить без Дамблдора? Как можно факультет журналистики представить без Ясена Николаевича Засурского? Решительно невозможно это сделать!» – уверена журналист Марианна Максимовская.
Не только журналистика. Марк Розовский помнит Засурского еще заведующим кафедрой в 50-х. Преподаватель тогда не пропускал капустники Марка на журфаке, а будущий режиссер – лекции Засурского по американской литературе, откуда позже вышел и репертуар театра «У Никитских ворот».
«Во-первых, он очень гладко говорил и это восхищало. Его лекции, наверное, были импровизациями, но импровизации не чувствовалось», – вспоминает художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский.
Стать деканом журфака в 65-м Ясена уговорили преподаватели. Правительство предлагало в руководители своего кандидата – доцента из партийной школы. В МГУ боялись, что тот превратит факультет в казарму.
«Казалось, что если я не пойду, то отдам их на съедение, как они считали, людям, которые далеки от литературы. Да и вообще от гуманных таких проявлений», – отметил президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский.
При Ясене Засурском у студентов много свободы, пусть и внутренней. На комсомольских собраниях они критикуют советскую образовательную программу, в стенгазеты пишут сатиру на злобу дня. А чиновники возмущаются – во что Засурский превратил факультет?
«Я помню, что учась на вечернем, сбегал на дневной факультет, где вели семинар по Высоцкому, по Окуджаве», – говорит профессор кафедры зарубежной журналистики и литературы МГУ Юрий Батурин.
Засурский был деканом до 2007-го, когда стал президентом журфака. Дела передал Елене Вартановой, ее считают одной из любимых учениц Ясена Николаевича. Впрочем, многие студенты так и про себя думают. Ведь он всех студентов помнил по имени и фамилии.
«Он всегда целовал женщинам руки. Нам казалось это немножко старомодным, а потом мы поняли, что это высшая степень уважения и почтения», – отметила декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова.
Журфак обязан Засурскому даже зданием на Моховой улице. Когда факультеты МГУ переезжали из центра Москвы на Воробьевы горы, Ясен Николаевич настоял, чтобы его подопечных оставили на прежнем месте, рядом со всеми новостными редакциями. Это в его принципах.
«У меня есть статуэтка Дон Кихота. Она мне очень нравится, потому что это человек, который лбом пытался проломить стену. Был очень честный, очень настойчивый», – говорит Ясен Засурский.
Президент факультета считает, что и настоящий журналист должен быть Дон Кихотом. Бороться с ветряными мельницами, когда придется. А иначе в этой профессии делать нечего.