Имя Бохтар этот город в Таджикистане получил совсем недавно. В IV веке н.э. поселение на этой территории было частью Древней Бактрии и носило название Левакант, позже Курган-Тюбе и, наконец, Бохтар. И вот вам пять причин, чтобы приехать в этот регион.
Бохтар – административный центр Хатлонской области. Это самый большой регион Таджикистана – и по территории, и по численности населения. Богатейшая история и прекрасная природа всегда привлекали сюда туристов. Здесь можно увидеть Нурекское водохранилище с самой высокой насыпной плотиной в мире, крепость Хулбук, древние храмы и мавзолеи. В Бохтаре есть два очень интересных музея. Один можно увидеть с любой точки города, ведь он расположен на возвышенности и назван в честь Биби Ханым.
«В свое время в этой местности среди простого люда не было единства. Одна из любимых жен правителя, Биби Ханым, смогла объединить людей, и они поселились на этом холме», – рассказывает Малохат Хусейнова, экскурсовод музея имени Биби Ханым.
В музее собраны предметы быта, орудия труда, народное творчество. Причем многие экспонаты подарили жители города. Любопытно, что предметы разных эпох располагаются здесь по соседству. Древний кувшин стоит рядом с грампластинками. Бронзовая чаша, из каких пили средневековые правители, соседствует с огромным деревянным блюдом, сделанным из столетнего дерева. По экспонатам можно понять, что в основном люди в этих местах занимались скотоводством, коневодством и виноградарством.
В этих местах можно увидеть развалины буддийского храма и узнать его любопытную историю. Раньше на виду был только огромный холм и никто не предполагал, что земля хранит под собой какую-то тайну. Когда археологи в 1961 году начали проводить раскопки, то обнаружили городище – буддийский монастырь Аджина-Тепе VI-VIII вв. Сегодня эти развалины признаны памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. А еще в середине ХХ столетия эта местность, покрытая бесформенными буграми и ямами, пугала местных жителей.
«Здесь пасли баранов и овец, – говорит экскурсовод Бозоргул Рахимова. – Однажды после проливных дождей одна сторона холма осела и показались очертания большой головы. Это увидел пастух и очень испугался. Он прибежал в селение и всем рассказал, что там водится нечистая сила. Отсюда и пошло название «ведьмин холм».
После этого события курганом заинтересовались, отправили археологическую экспедицию под руководством Бориса Литвинского и начали раскопки. Находка стала событием в мире науки: наименование Аджина-Тепе появилось в энциклопедиях. Из земли было извлечено свыше 500 артефактов: скульптуры, барельефы, фрагменты настенной живописи. Именно здесь была найдена 12-метровая статуя лежащего будды в Нирване, которая хранится в Музее древности в Душанбе. Раскопки продолжаются до сих пор, в основном с апреля по сентябрь. Иногда попадаются настоящие клады. Что интересно: черных копателей на территории Аджина-Тепе нет. Поговаривают, что развалины храма облюбовали ядовитые змеи, и это отпугивает нежелательную публику.
Вокруг города раскинулись хлопковые поля, и туристы часто притормаживают, чтобы сфотографироваться на фоне «белого золота» республики. Это одно из главных богатств страны. Хлопок в основном используют в текстильной промышленности и медицине. Жмых идет на корм скоту и удобрения, а из отходов хлопчатника производят целлюлозу и лаки.
Опытный хлопкороб уже по виду может определить, какой будет будущая нить. Если хлопок тянется без обрыва, то качество будет хорошим. Кстати, из длинноволокнистого хлопка получается текстиль более высокого качества, а из коротковолокнистого – более долговечный. Сбор хлопка – очень сложная работа. С каждого куста урожай собирают по четыре-пять раз за сезон. В день собирают 70-80 кг хлопка. И так с сентября, когда на улице под 40 градусов жары, и до ноября, до первых дождей.
Эта семья известна на всю округу, да и не только. У них покупают деревянную утварь. Мастерят все вместе: отец, дети, внуки и даже женихи и невестки, пришедшие в семью.
«Этому мастерству научили меня бабушка с дедушкой, а я своих детей. С малых лет я этим занимаюсь. Мне уже 94 года, и я до сих пор делаю тарелки и ложки. Это не работа, это любимое дело», – уверяет мастер Мамадкул Джумаев.
Особенно ценится сделанная местными умельцами гахвора, так в Таджикистане называют колыбель. Сначала мастер высекает из досок около 13 деталей, а затем все это собирает. Для изготовления гахворы используют древесину только ивы и тополя. «Ива хорошо гнется, а тополь – крепкое дерево и при этом не выделяет масел и не имеет запаха, что важно для самочувствия младенца и его спокойного сна. Я слышала ива притягивает все отрицательное на себя», – поясняет мастерица Дилрабо Тоирова.
Резьбу по дереву мастер может сделать как до, так и после покраски колыбели. Орнамент всегда со смыслом. Краску для колыбели делают только из натуральных красителей, без вредных примесей. В каждом регионе цветовая гамма своя. Здесь, например, используют коричневый и бордовый цвета.
Этнодеревня – это новшество для Таджикистана. Всех туристов встречают с песнями и танцами, потом накормят, напоят и с традиционным ремеслом познакомят. В этнодеревне можно научиться вышивать, плести корзины, шить, делать украшения из бисера, печь лепешки: слоенные, на молоке, с орехами. Хлеб для таджиков – чуть ли не главный продукт. Существует пословица: мясо без лепешки на столе – не мясо.
«В Таджикистане хлеб уважают, – говорит хозяйка Мехриниссо Муродова. – Без него за стол не садятся, а после еды все крошки собирают и никогда не выбрасывают в мусорное ведро. Хлеб не режут, а разламывают руками».
В этнодеревне можно посидеть с хозяевами за дастарханом и отведать блюда повседневного меню, для приготовления которых используют продукты только с собственного огорода, ведь в основном в этом районе занимаются земледелием.
Подробнее в сюжете: Пять причин