Славянский фольклор очень богат, особенно детский. Например, потешка «Ладушки». В эту бесхитростную песенку про птичек, бабушку и кашку в детстве играл, наверно, каждый. Только вот что она значит, мало кто знает. На самом деле «Ладушки» не так просты и корнями уходят в славянскую обрядность. По одной из версий, эта песня связана с богиней плодородия Ладой. А по другой, ладушки – это призраки. Корреспондент «МИР 24» Екатрина Макарова узнала, что скрывают в себе детские потешки и колыбельные.
«Попили, поели, шуу – полетели! Да на головку сели». О ком идет речь? Думаете, если потешка называется «Ладушки», то о ладошках? Как бы не так. Самая популярная версия – песенка посвящена богине весны и плодородия Ладе. По другой версии, ладушки – это жених и невеста, они отвечали за семейное благополучие. А вот третье объяснение – самое жуткое. Этнографы полагают, что кашка и бражка в потешке – это поминальная еда, которую относили на могилу умершему родственнику. Бабушка в этом случае могла быть тем самым усопшим предком, к почитанию которого детей приучали с пеленок.
Детский фольклор – это кладезь народной мудрости. В нем есть все: и игра, и воспитание, и даже магия. Взять хотя бы заклички о погоде или урожае, которые взрослые сочиняли для малышей. Они верили, что безгрешные детские души, обращаясь с такими закличками к божествам, будут быстрее услышаны.
Оберегом наши предки считали и колыбельные. В таких песнях часто встречаются пугающие персонажи. И это неспроста. Считалось, что если ребенку во сне придет напетое чудище, в настоящей жизни он никогда его не встретит. А еще матери убаюкивали детей смертными байками.
«Колыбельные, в которых мать желает ребенку смерти. То есть ты нам не нужен, ты лишний рот, чтоб ты умер, в гроб тебя положат, там будешь лежать, не будешь мучиться. Но на самом деле это не значит, что на Руси было много детей, и лишний рот был действительно лишним. А это своеобразная форма защиты ребенка от нечистой силы. Если ты нам как бы не нужен, то ты и нечистой силе не нужен», – рассказала сотрудник Государственного российского дома народного творчества им. В.Д. Поленова Варвара Добровольская.
Богата смыслами и прибаутка «Гуси-лебеди». С одной стороны, в ней хорошо читается свадебный мотив, ведь лебедушками в древности называли молодоженов. С другой стороны, речь идет об одном из самых сакральных мест на Руси – бане.
«Летят гуси, поле, баня. Смешная ситуация, нетипичная – это тоже игра ума. И ребенок тоже должен этому учиться. Баня стоит в чистом поле. Это очень интересная вещь, потому что баня в языческие времена была сосредоточием жизни. В банях рожали, в банях умирали, в банях гадали. И считалось, что баня соединяет в себе все стихии», – отметила музыкальный руководитель ансамбля Дмитрия Покровского Мария Нефедова.
Строили баню, топили и парились, как правило, всем миром. Не отрываться от коллектива и стараться на общее дело учит и потешка про Сороку-ворону. Как известно, она варила кашку, всех накормила, кроме одного.
Хоть и игровой, но справедливый сюжет потешки – это урок жизни. Который передается из поколения в поколение уже сотни лет. Так что всегда надо помнить, что сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Подробнее в сюжете: Культтуризм
Читайте также: