В высокогорной Аджарии не работает транспорт, связывающий отдаленные села с райцентом и городом Батуми. Однако местные на падают духом. Успевают и в садах-огородах поработать, и уделить время хобби. Корреспондент «МИР 24» Михаил Робакидзе рассказывает, как во время пандемии мастера изготавливают национальные музыкальные инструменты.
В Аджарии этот инструмент называют чибони, в Гурии – гудаствири. А разница – в длине трубки. Чибони – родственник шотландской волынки. Для его изготовления используют клен, дуб и сосну. Как раз то, что растет в аджарских горах.
«Традиция переходит из поколения в поколение. Впервые я сделал чибони в 12 лет. С тех пор в свободное от работы время создаю эти инструменты. Передаю традицию ученикам», – рассказал мастер по изготовлению волынки Мурад Таварткиладзе.
В мастерской пока занятий нет. Учить ремеслу дистанционно невозможно, тут необходимо наблюдать за всем на месте. Сначала обрабатывают мешок из телячьей или козьей шкуры. Это основа инструмента. Затем начинается колдовство над трубкой, чтобы правилно пела.
«Многие грузинские танцы начинаются звуками чибони. Самый популярный «Хоруми» – народный танец воинов. Чибони задает тон», – поделился Мурад Таварткиладзе.
А чонгури и пандури – традиционные струнные инструменты. Причем не только в Аджарии. Они похожи на лютню, но с национальным колоритом. На чонгури в основном играют женщины, а на пандури – мужчины. Звучание отличается, так же как и голоса исполнителей.
«Для того, чтобы правильно на них играть, необходим музыкальный слух. В народных ансамблях без чонгури и пандури сложно представить репертуар», – рассказал мастер по изготовлению инструментов Нодар Беридзе.
Из- за пандемии в Аджарии не состоялись традиционные музыкальные фестивали – праздники осени и урожая. Но мастера не теряют надежды на то, что жизнь вскоре наладится и в регионе снова появятся туристы: и свои, и зарубежные.
Подробнее в сюжете: Музыкальная шкатулка
Читайте также: