У православных христиан начался Великий пост. Он длится 7 недель, до Пасхи – в 2020 году этот праздник верующие будут отмечать 19 апреля. Постящимся рекомендовано отказаться от пищи, содержащей мясо, рыбу, молоко и яйца. Особо строгий пост церковный устав предписывает соблюдать в первую и седьмую недели. Во время поста еда должна быть простой и разнообразной – больше овощей и фруктов. Основа рациона – каша на воде. Мясо и рыбу в постных блюдах можно заменить бобовыми и орехами. Ограничения в питании не распространяются на беременных и кормящих женщин. Послабления разрешены детям и больным. Путешественники и воины также могут не придерживаться поста в еде. Главный смысл – очиститься от всего, что мешает духовному росту человека. Строгие ограничения в рационе могут вызвать проблемы со здоровьем. Перед началом поста верующим нужно проконсультироваться с врачом.
Во время Великого поста возрастает спрос на постные продукты питания. У верующих пользуются популярностью продукты для вегетарианцев. Производители предлагают покупателям постную колбасу и сыр. Ингредиенты животного происхождения замещают растительными добавками. Вместо мяса используют соевый или пшеничный белок, добавляют кокосовое масло и специи. В меню ресторанов и кафе также появляются постные блюда. При приготовлении постных супов используют грибные бульоны. Мясо в плове заменяют на орехи и сухофрукты – изюм, курагу, чернослив.
Каким правилам следовать во время поста, телеканалу «МИР 24» рассказал иеромонах Феодорит.
- Что можно и что нельзя есть в дни поста?
Иеромонах Феодорит: Пост не самый строгий, есть более строгий – Успенский пост, просто он короткий. В Великий пост есть послабляющие дни, а в Успенском посту только суббота и воскресенье. Есть книга Типикон – в ней расписан устав богослужения, монашеской жизни. И там расписано, что можно есть. В Великий пост каждый день имеет определенный устав. С течением времени в Русской церкви установились правила по общей схеме. Мы едим во вторник и четверг вареную пищу, понедельник считается монашеским днем, а миряне едят вареную пищу. Среда и пятница – сухоедение, то есть пища не вареная и не жареная, либо свежая, либо запеченная. Суббота и воскресенье – любая пища с елеем, допускается вино, в праздники – Благовещение и Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) можно рыбу. На Лазареву субботу (субботу перед Вербным) можно икру. Страстная Седмица имеет особый устав, там каждый день расписан отдельно. Есть два праздника – обретение главы Иоанна Предтечи и Сорока мучеников Севастийских, а также праздник Алексея – святителя Московского, и еще несколько праздников, когда допускается употреблять вино и елей. Но это устав. Я не очень верю в то, что среднестатистический мирянин постится по уставу.
- Пост – это же не только телесное, а еще и духовное.
Иеромонах Феодорит: Ограничение в пище необходимо. Человек пал, когда нарушил свой первый пост. Есть физиологическое обоснование. Я врач-реаниматолог. Когда мы перевариваем пищу, основной кровоток происходит в органах пищеварительного тракта. Чем тяжелее пища, тем больше времени уходит на переваривание, тем меньше уходит крови на работу сердца, мозга и так далее. Не зря говорят, что сытое брюхо к учению глухо. Если мы много едим, нам труднее молиться. Поэтому церковь нам облегчила жизнь созданием пищевого поста.
- В дни Великого поста на прилавках магазинов появляется много продуктов с пометкой «Рекомендовано в пост». Это уловки маркетологов?
Иеромонах Феодорит: Конечно, уловки. Но что в этом плохого? Представьте, что публичный человек постится. Люди, для которых он является неким примером, тоже говорят, он постится – значит, и нам хорошо. Поскольку у нас общество плохо воцерковленное, но традиционно православное, то все приблизительно знают, что есть в пост, для чего он нужен. Если какие-то люди таким образом придут к духовному развитию, то слава Богу. Что касается магазинов, если есть спрос, то будет и предложение.
- А если человек воспринимает пост как возможность похудеть?
Иеромонах Феодорит: Я не уверен, что на посте можно похудеть. Посмотрите на батюшек. Они, как правило, постятся. И очень часто бывают очень толстыми. И не потому, что много едят, а потому, что они соблюдают пост. Просто у них денег не очень много, чтобы питаться омарами.
- Каждый держит пост по-своему. Кто-то по-строгому, а кто-то просто отказывается от мясного и молочного.
Иеромонах Феодорит: Ну и хорошо. Дело в том, что Типикон – это образец, на который надо ориентироваться. Понятно, что человек нездоровый не может соблюдать пост по Типикону. Там же помимо состава пищи есть еще и правило, что мы питаемся один раз вечером на закате. Человек может иметь заболевания, может тяжело работать, а пост рассчитан, что люди в это время предаются только молитве. А человек может работать на тяжелой работе, просто работать, он такой пост соблюдать не будет. Нет специального мирянского устава, есть то, как человек может сам соблюсти свой пост. Если человек верующий, воцерковленный, он идет к своему духовнику и это обсуждает. Надо делать так: если ты выбрал более мягкий устав поста, значит, от него не отступай. Если сказал, что ты ешь вареную пищу без масла, значит, масла не ешь. Для кого-то отказаться от мяса (это каноническая норма) будет более великим подвигом, чем для кого-то соблюдать Типикон.
- Я читал, что в пост важнее воздерживаться не от продуктов, а следить за тем, что является пищей духовной.
Иеромонах Феодорит: Не важнее, а равно важно. Если мы будем от пуза есть мясо, то воздержание от развлечений нам особой пользы не принесет. Мы меньше, может, будем развлекаться, но не сказать, что мы больше молиться будем от этого. И то, и другое важно. Человек целен – он состоит из духа, души, тела.
- Какой совет дадите тем, кто в этом году собрался впервые держать пост?
Иеромонах Феодорит: Иметь здравомыслие и трезвомыслие. Не пытаться соблюдать пост по Типикону, но и не допускать в себе духовной расхлябанности. В плане еды я рекомендую поститься так: понедельник, вторник, четверг – пища с маслом, среда, пятница – вареная пища без масла, суббота, воскресенье – пища с маслом, с морскими гадами. Можно выпить немножко вина. Морские гады приравниваются к маслу, но поскольку у человека пост неглубокий, их стоит выделить в отдельную категорию. Как есть, например, дни в посту, когда уставом допускается вино, но не допускается масло.
Подробнее в сюжете: Гости эфира