В феврале 2020 года Беларусь приняла председательство в Евразийском экономическом союзе. Вместе с этим страна получила право назначить своего председателя Евразийской экономической комиссии. 1 февраля им стал «патриарх белорусской политики», государственный деятель Михаил Мясникович. О назначении и планах на новой должности он рассказал программе «Евразия. Дословно» на телеканале «МИР 24».
- Вас нередко называют патриархом белорусской политики. Без дипломатической жилки решать политические задачи невозможно. Это врожденное или приобретенное в силу опыта?
Михаил Мясникович: Я никогда не работал карьерным дипломатом. Я работал в Правительстве, в Администрации Президента Республики Беларусь. Работа требовала, чтобы отрабатывались документы на основе инициатив и предложений всех заинтересованных. Поэтому стремление найти золотую середину присутствует не только у меня, а у всех руководителей достаточно высокого уровня, которым приходится принимать необходимые политические решения. Я 9 лет возглавлял Национальную академию наук Беларуси. Вы знаете, что ученые – публика особая. Здесь надо уметь слышать, слушать и воспринимать те идеи, которые исходят от компетентных людей. Я по своей сути настороженно отношусь к людям, у которых есть ответы на все вопросы. Это заставляет прислушиваться к мнению сообщества, и на основе консолидации мнений вырабатывать необходимые решения.
- В феврале Беларусь приняла председательство в Евразийском экономическом союзе. И вместе с этим получила право на 4 года назначить своего председателя Евразийской экономической комиссии. На этот пост назначили Вас. В одном из интервью Вы говорили, что каждая должность вызывала у Вас переживание, справитесь ли. На этот раз было волнение?
Михаил Мясникович: Безусловно. Это очень высокая должность, еще больше ответственности. Я к этому отношусь с должным пониманием. Те наставления, которые были даны главами государств, постараюсь оправдать. Я все время работал в вертикали власти, сейчас этот процесс достаточно сложный для меня, поскольку необходимо гармонизировать мнения, усилия всех пяти государств.
- В настоящее время в составе ЕЭК пять стран. С 2018 года статус наблюдателя получила Молдова. Подписаны соглашения о зоне свободной торговли с Ираном, Китаем, Вьетнамом и Кубой. А всего о своем желании сотрудничать с ЕАЭС заявили порядка 50 стран. Чем интересен Союз?
Михаил Мясникович: В этом плане мы должны быть открыты для возможности присоединения к договору о ЕАЭС новых государств и заключения соглашений о зоне свободной торговли или неких иных принципов. Поскольку ведущие экономики, большие экономики, Индии и других государств имеют очень серьезный уровень защиты своих собственных товаропроизводителей, высокие ввозные таможенные пошлины и так далее. Когда мы заключаем соответствующее соглашение, мы рассчитываем на то, что будет более комфортный режим работы на рынках этих государств. Одновременно мы должны понимать, что мы должны открывать свои собственные рынки для товаропроизводителей тех стран, с которыми заключаем соглашения. Дело не в количестве соглашений, а именно, с кем, на каких условиях.
- Какие приоритеты, цели и задачи на ближайшие пять лет вы ставите?
Михаил Мясникович: Главы государств поставили задачу перед ЕЭК, чтобы в ближайшее время была разработана стратегия развития ЕАЭС до 2025 года. Сейчас документ в высокой степени готовности. Я думаю, что мы вынесем его на рассмотрение глав правительств на ближайшее заседание, которое состоится в начале апреля текущего года. Этот документ является очень конкретным и содержит нормы прямого действия. Это не какие-то очередные декларации, это именно те механизмы и инструменты, которые позволят решать вопросы и перспективного развития, и снимают те препятствия, которые сегодня есть. Об этом мы говорили с руководителями правительств, должностными лицами, я объехал все столицы. Меня радует, что есть такой заинтересованный подход, чтобы этот документ состоялся и позволил формировать рынки без изъятий и ограничений.
-- Одна из задач ЕЭК – отмена роуминга в ЕАЭС. Вопрос обсуждают давно, но решение пока не принято. В чем причина?
Михаил Мясникович: Здесь причины чисто коммерческого характера, поскольку операторы хотели бы иметь определенную прибыль от международного трафика. Я думаю, что эти вопросы будут решены в ближайшее время, мы над этим работаем. Примером может быть достаточно серьезная работа и подвижки, которые имеют место в отношениях России и Беларуси. И вот эти наработки, этот опыт двусторонних отношений можно будет распространить и на «пятерку».
- Характеризуя Вас, российский политик Валентина Матвиенко отметила, что Вы всегда бьетесь за интересы Беларуси, где бы это ни происходило. Со вступлением в новую должность на Вас, по сути, ложится ответственность не только за Беларусь, но и за других стран-участниц ЕАЭС. Как правильно распределить усилия?
Михаил Мясникович: Я не думаю, что интересы Беларуси идут вразрез с интересами евразийского сообщества. Безусловно, все то интересное и здравое, которое исходит от столиц, от бизнес-сообщества, должно быть одинаково полезно для всех участников евразийского экономического пространства. Если есть сомнения в тех или иных инициативах, то ЕЭК будет стремиться к тому, чтобы быть убедительными в своих расчетах, аргументах, проводить оптимальную линию.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: