Гостем программы «Евразия. Дословно» стал председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович. С ним пообщалась корреспондент телеканала «МИР 24» Надежда Сережкина.
В первую очередь, хочется поздравить вас с недавней наградой – Орденом отечества Республики Беларусь. В этом году были, конечно, очень серьезные испытания, потому что вы возглавили коллегию в феврале, а уже в марте началась пандемия. Как вы лично отреагировали на это событие?
Мясникович: Во-первых, большое спасибо за поздравления. Для меня, конечно, это высокая награда, она ко многому обязывает, в том числе и в работе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Да, только я приступил к исполнению обязанностей коллегии, и вот случилась эта планетарного масштаба беда, и пришлось очень серьезно перестраивать работу. Потому что возникли вопросы, которых никогда раньше не было в повестке нашей ЕЭК. Здесь и фактор времени был, то есть не было времени для каких-то длительных обсуждений, раздумий, сомнений. Я хочу сказать, что уже 10 апреля мы вынесли целый блок вопросов на рассмотрение Евразийского межправительственного совета, им эти вопросы были одобрены, и мы приступили к реализации целого комплекса мер, для того чтобы минимизировать возможные издержки в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Мы принимали достаточно много решительных, нестандартных мер, для того чтобы действительно обеспечить безопасность наших граждан, содействовать национальным правительствам в решении этих непростых задач. Были два блока вопросов: один касался принятия немедленных вопросов (изменение торговых режимов, где-то надо было притормозить экспорт, где-то, наоборот, посодействовать, чтобы пришел импорт критических товаров), второй блок вопросов, который мы считаем не менее важным, – что нужно предпринять, чтобы в дальнейшем все-таки обеспечить эффективный рост экономик стран ЕАЭС.
Здесь, в вашем кабинете, есть какие-то занятия, которые помогают отдохнуть после тяжелого рабочего дня?
Мясникович: Нет, я думаю, что весь рабочий день – это выполнение непосредственно функциональных обязанностей. И их, конечно, очень много – и работа с регионами, со странами, с уполномоченными и, безусловно, с министрами, с аппаратом. Так что тут, как говорится, отвлекаться не приходится, просто для этого времени нет.
Вы большую часть дня здесь проводите или приходится выезжать куда-то еще?
Мясникович: Вы знаете, я планировал, что будет более динамичная ситуация, но с учетом пандемии коронавируса приходится такой оседлый образ вести. Поэтому работаем в основном в режиме видеоконференцсвязи, а если какие-то поездки, то они ограничиваются Москвой или выездными заседаниями. Хотя в принципе в феврале или даже начале марта мне представилась возможность встретиться со всеми главами государств ЕАЭС, премьер-министрами, обсудить вопросы, выслушать их пожелания. И я стремлюсь к тому, чтобы они были реализованы.
Есть какие-то вещи, которые вы принесли в этот кабинет, чтобы они вас как-то отвлекали, расслабляли или, может быть, приносили какую-то радость? Вещи, может быть, с родины?
Мясникович: Я не стремился к тому, чтобы вносить какой-то национальный акцент непосредственно в рабочий кабинет. Но если вы посмотрите на приемную, то там, конечно, в определенной степени превалирует белорусская тематика.
Все-таки закрытые границы, потоки миграции изменились, изменились ли как-то цены? Как вообще эта ситуация повлияла на отношения между государствами?
Мясникович: Мы экономический союз и, безусловно, должны всячески содействовать тому, чтобы эффективно развивались экономики государств – членов ЕАЭС. Несмотря на сложности, у нас снижение ВВП составило 3,4% Это вроде бы достаточно чувствительный показатель, но если посмотреть на Европейский союз, то там снижение 7%. Ну а то, что касается продукции сельского хозяйства, то наши страны даже добавили 102,5% к уровню прошлого года. Конечно, в большей степени пострадала сфера услуг – транспортники, социальные услуги и так далее, там достаточно чувствительные моменты. Но вместе с тем хотелось бы сказать, что вот такое наше интеграционное ядро – это обрабатывающая промышленность, она практически не просела к уровню прошлого года. А там высокоэффективные рабочие места, научно-технический прогресс, и фактически обрабатывающая промышленность определяет конкурентоспособность экономик союза.
А с потоками мигрантов что делать?
Мясникович: Безусловно, мы сейчас работаем и раньше работали над тем, чтобы как-то восстанавливать пассажирское сообщение между нашими странами. Это очень серьезная проблема. К сожалению, эпидемиологическая ситуация не улучшается, и поэтому имеют место ограничения. Но то, что касается трудовых мигрантов, тоже есть определенное снижение. Правительства принимают соответствующие решения, чтобы тоже это было не очень чувствительно и для семей, и для домашних хозяйств, и для экономик стран.
В декабре Высший совет ЕАЭС представил стратегию развития союза до 2025 года. Есть информация, что он будет опубликован официально только в мае. Но сейчас можете рассказать для нас какие-то основные направления работы?
Мясникович: Нет, опубликованы они будут раньше. Мы говорим о том, что мы уже в первом квартале будем иметь план реализации стратегии. Стратегия, понимаете, это не международный договор и не соглашение между странами. Это направления развития углубления интеграции до 2025 года. А все, как говорят мудрецы, прячется в мелочах. И вот этих «мелочей» будет много. Это даже не мелочи, это очень существенные вещи. Нам придется принимать целый ряд международных договоров, вносить изменения в базовый договор 2014 года и принимать свыше 50 нормативно-правовых актов союза, для того чтобы реализовать то, что предусмотрено в стратегических направлениях. И самое сложная задача была в том, как двигаться вперед и вместе с тем обеспечить баланс суверенных экономик государств – членов ЕАЭС и союзного развития, союзного строительства. Нам представляется, что это удалось сделать, и, безусловно, главы государств одобрительно отнеслись к этому документу и утвердили его своим решением Высшего совета 11 декабря 2020 года. Таким образом, у нас есть программа действий на ближайшие пять лет. Это очень сложные, непростые задачи. Мы все-таки рассчитываем на то, что наш Евразийский союз станет одним из самых мощных экономических центров мира, мировой экономики. Сегодня удельный вес ВВП, например, или внешней торговли в мировой не очень значителен, но мы видим, что есть резервы, благодаря которым мы можем обеспечить опережающий экономический рост наших государств и занять более достойное место в мировой экономике.
Еще есть вопрос по общему рынку газа. Обсуждается ли эта инициатива?
Мясникович: Да, эта тема не нова, она обсуждается практически на всех заседаниях – Межправсоветов, Высших советов. Потому что сегодня углеводороды, действительно, очень чувствительная позиция. И задача состоит не в том, чтобы получить какие-то льготные тарифы, например, на прокачку газа или же цену. Речь идет о выравнивании стоимости энергоносителей таким образом, чтобы энергозатраты в себестоимости были примерно одинаковы для всех государств. То есть таким образом взаимодополняемость экономик позволит достаточно хорошо конкурировать на рынке, то есть не создавать какие-то перекосы в связи с тем, что структура себестоимости разная.
О каких странах идет речь? И как это изменится на ценах?
Мясникович: Наверное, говорить об этом еще рано, потому что это очень комплексная задача, она касается не только торговли газом, но и в целом сближения – на финансовых рынках, на рынках услуг, унификации налоговых систем, денежно-кредитных политик и так далее. То есть это весь комплекс вопросов, и в этом плане вопрос газа, наверное, некорректно будет выхватывать из общего контекста.
Я знаю, что ЕАЭС постоянно ведет переговоры о привлечении в союз новых членов, в том числе и из дальнего зарубежья. В этом году у вас планируются какие-то новый государства, которые могут стать его частью? Или сотрудничество какое-то?
Мясникович: Знаете, я смотрю на это достаточно взвешенно. Здесь, как говорится, лучше посомневаться на берегу, чем сразу бросаться в воду. Действительно, 2020 год знаменателен тем, что у нас два новых государства-наблюдателя – это Узбекистан и Куба. До этого у нас только Молдова была, то есть пять государств-членов и Молдова в качестве наблюдателя. И вот сейчас в декабре приняли решение, и список государств-наблюдателей пополнился Узбекистаном и Кубой. И я должен отметить очень ответственное отношение со стороны новых стран-наблюдателей. Я уже провел фактически три встречи с высоким представительством из Узбекистана, которое во исполнение поручения президента Шавката Мирзиеева отрабатывает уже конкретные шаги сотрудничества. Думаю, что мы уже в январе будем обсуждать проект меморандума и возможной «дорожной карты» на ближайшее время. Сейчас идет отработка некоторых организационных вопросов Ташкентом в связи с тем, что мы провели диалог с вице-премьером, обсуждали эти вопросы и с послом Узбекистана в Москве. Уже даже некоторые детали обсуждали: кто будет это должностное лицо, с какими полномочиями, с каким функциями, какие документы в первую очередь интересуют наших узбекских коллег. Таким образом мы говорим о достаточно заинтересованной позиции Узбекистана. И я вижу, что интерес этот нарастает с каждым днем. Это радует, и я думаю, что это хороший пример, чтобы пополнялась когорта стран-наблюдателей и, возможно, очередной шаг к членству в ЕАЭС.
Уже почти полгода, как жизнь перешла в режим онлайн. Удалось ли вам привыкнуть к этому?
Мясникович: Я вам скажу, что такой бурный темп жизни был, что он не позволял расслабиться. И нужно было наращивать эти возможности, хотя это было очень непросто. Потому что наша работа – это согласование очень серьезных документов на все пять государств. И вот постоянные встречи экспертов, потом руководителей, безусловно, как говорят, через телевизор – это очень непросто. Все-таки прямое общение позволяет достигать большего или более быстрого консенсуса, но мы привыкли. И я считаю, что уже достаточно успешно решаются вот эти вот отработки и принятия решений. Их же надо принять, согласовать и опубликовать, то есть это все должно делаться очень быстрыми темпами. Но, слава богу, мы вроде с этим справляемся и больших каких-то недоимок не имеем. Хочу сказать, что, наверное, люди уже привыкли или начинают привыкать к такому режиму работы, и я думаю, что, когда мы будем все здоровы и эта пандемия исчезнет, войдет в историю, все-таки мы будем использовать в большей степени онлайн-режим, видеоконференцсвязь, чтобы более динамично общаться, вырабатывать соответствующие подходы. Но, конечно, ничто не заменит очный формат человеческого общения.
Есть что-то, что ушло с пандемией и не хватает лично вам, возможно, в работе или в повседневной жизни?
Мясникович: В первую очередь, это обеспокоенность в том, чтобы родные и близкие были здоровы. Чтобы те решения, которые вырабатываются и принимаются, способствовали тому, чтобы людям жилось комфортнее, на работе были условия соответствующие, в быту. Поэтому это дополнительная такая психологическая нагрузка и ответственность для того, чтобы все у нас было хорошо и благополучно. Но я оптимист, я считаю, что все будет нормально.
В будущем году председательство в СНГ переходит к Беларуси. Для вас как для человека, который родился там, что значит это решение?
Мясникович: Что касается председательства в СНГ, то, во-первых, иногда забывается, что столицей СНГ является Минск, и это тоже ко многому обязывает. Поэтому я думаю, что в Минске будет очень много интересных мероприятий, инновационных мероприятий. Я знаю, что Минск к этому очень активно готовится. Я думаю, что мы будем свидетелями, а может, и участниками вот этих интересных мероприятий, которые направлены на усиление нашей интеграции. Ни в коем случае, я считаю, и это позиция руководства Беларуси, что СНГ – это не клуб по интересам, а действительно, достаточно мощная региональная организация, объединение, которое содействует экономическому развитию. СНГ, в первую очередь, это зона свободной торговли, безвизовый режим. И граждане наших государств воспринимают это как данность, но это ведь на самом деле можно относить в копилку успешной работы Содружества. И мне по прежней работе приходилось достаточно активно сотрудничать в рамках Межпарламентской ассамблеи СНГ. Это великолепная площадка, для того чтобы собирались парламентарии, достаточно серьезная дискуссия всегда была. Валентина Ивановна Матвиенко, она молодец, всегда разжигала такой деловой разговор. И мы всегда имели очень хорошие результаты в двух направлениях – это принятие модельных законов в рамках СНГ, которые потом трансформируются в национальные нормативно-правовые акты. Может быть, не все включается в национальные законы, постановления правительства, указы президентов. Но уже есть платформа, есть база, и вся эта работа позволяет в дальнейшем унифицировать законодательство стран Содружества. Ну и второе – это, безусловно, то, что в МПА СНГ создан соответствующий институт, который осуществляет наблюдение за выборами. И здесь есть очень хорошие наработки, подсказки, как нужно совершенствовать эту работу, и, безусловно, объективная оценка тех или иных парламенских решений, которые реализуются. Поэтому я считаю, что у СНГ хорошие перспективы, мы будем всячески сотрудничать вместе, в рамках уставных органов, чтобы взаимно дополнять и поддерживать друг друга.
С какими пожеланиями вступаете в новый год для себя, для коллег и для наших зрителей?
Мясникович: Пользуясь случаем, хотел бы поздравить с Новым годом. И, как бы это традиционно ни звучало, чтобы все были здоровы, чтобы не болели вы, ваши семьи. А будет здоровье, мы добавим немножко оптимизма, и я думаю, что эти эпидемии, пандемии коронавирусные уйдут, может быть, не до конца они уйдут из жизни человека, как говорят специалисты, но хотелось бы, чтобы все мы были здоровы и телесно, и душевно.
Подробнее в сюжете: Евразия. Дословно