Живописный Городец – один из древнейших русских городов в Нижегородской области, история которого начинается в XII веке. Здесь аккуратные деревянные домики украшены резными наличниками, расположен музей с самой большой коллекцией самоваров и действует уникальный туристический комплекс «Город мастеров», где можно познакомиться с традиционным русским бытом и научиться печь пряники по старинным рецептам. О других чудесах этого места расскажем прямо сейчас.
Городец впервые упоминается в летописи в 1171 году. От того города камня на камне не осталось: его жгли монголо-татары, и не раз. Но жилых домов родом из XIX века немало, причем 60% из них деревянные. Весь центр – будто пряничный городок, нарядность придают наличники – отдельная гордость горожан.
Когда-то наличник был частью древнего «стеклопакета»: он закрывал щели между окном и стеной, потом оброс символикой. К примеру, изображение льва на наличнике символизирует «охрану» дома.
«Мастера могли подшутить над хозяином дома. Если они не сходились с ним в цене или еще по каким-то причинам, они могли вырезать злого или недовольного льва», – рассказывает краевед Галина Торопкина.
Жители верили, что наличники защищали от злых духов. Сейчас защита нужна самим украшениям – они ветшают, а владельцы не готовы приводить их в порядок. На защиту наличников собрались местные жители и волонтеры из разных городов. Они называют себя альтуристами. Вместе они собрали коллекцию из наличников, которую хотят превратить в инсталляцию – напоминание горожанам об одном из символов их родины.
Одни из самых красивых наличников в центре Городца украшают Музей Самоваров. В этом городе агрегаты никогда не производили, зато здесь их даже больше, чем в Туле.
В коллекции музея 453 самовара. Среди них и самый маленький, или самовар «Эгоист». Такой самовар выдавали офицерам царской армии: его можно было взять в поход и заварить себе чай буквально за пару минут. Здесь есть и игрушечные самоварчики, и самовар весом 60 килограммов.
Этот музей стоит посетить еще и ради его экскурсовода. Ее зовут Татьяна Глебовна, и она, кажется, знает о самоварах все.
«В XVII веке появляется «прабабушка» самовара – самовар-кухня. Она разделена перегородкой на две половины: в одной половине варили суп, а в другой кашу», – объясняет экскурсовод Музея самоваров Татьяна Рыжухина.
Рядом с Музеем самоваров притаилась «Галерея добра» – того самого, что когда-то было нажито непосильным трудом. Здесь посуда, которую покупали не за деньги – за лисьи шкуры (сколько шкур влезет в чан, такая и цена), и легендарный кассовый аппарат XIX века, который так просто не украсть – весит он больше 80 килограммов. И до сих пор работает!
Но, пожалуй, главная гордость выставки – клад. Его нашли именно в этом доме.
«Строители разбирали небольшую хозяйственную перегородку, и оттуда выпали газетные свертки. Их развернули, а там – целое состояние из старинных банкнот. Из царских банкнот есть самая крупная – это банкнота номиналом 500 рублей. В народе ее называли пятихаткой или петенькой. Петенька – по портрету Петра I. Есть банкноты временного правительства, к ним относятся керенки», – говорит экскурсовод «Галереи Добра» Юлия Бугрезова.
Все добро принадлежало владельцам дома – зажиточным горожанам Плехановым. Они жили здесь в начале XX века. Воспользоваться деньгами, по-видимому, не успели.
Музей в Городце есть даже в монастыре. Феодоровский мужской монастырь основали в XIII веке. Он, как и сам город, много раз сжигался. В последний раз колокольни и храмы разрушили при советской власти и только в 2009 году отстроили заново. В музейном комплексе обители можно увидеть первозданный вид монастыря и церквей, старинные священные писания. Отдельное место отвели здесь Александру Невскому. В Феодоровском монастыре верят, что здесь князь окончил свой земной путь; незадолго до смерти он принял монашеский постриг.
Здесь можно услышать не только историю жития Александра Невского, но и в каком-то смысле прикоснуться к его личным вещам. Так, в музее хранится копия меча великого князя. Это к тому же святыня: копия меча была освящена в Александро-Невской лавре.
Во дворе обители – единственный в мире памятник князю не военному, а монаху с именем Алексий.
«Его духовником было открыто, что князь Александр преставился. Он вышел на амвон к людям в Храме Успения Божией матери и сказал: «Закатилось Солнце земли русской». И заплакал. А люди не понимали: что плачет митрополит, что случилось? И тогда он сказал: «Князь Александр преставился». И народ зарыдал», – рассказывает наместник Городецкого мужского Феодоровского монастыря игумен Даниил.
В монастыре есть и список, то есть копия чудотворной Феодоровской иконы Божией матери, которая когда-то хранилась в этих стенах. Даже его считают творящим чудеса и оставляют около иконы записочки с молитвами и просьбами.
«По преданию, эту икону написал апостол и евангелист Лука, который еще при жизни видел Богоматерь и писал с нее свои иконы», – добавляет отец Даниил.
Традицию иконописи возродили 25 лет назад. Сейчас мастерская работает при фабрике «Городецкая роспись», которой более 170 лет. Святые образы создают по древним канонам, а художники обязательно читают молитвы и соблюдают пост.
«Неслучайно в традиции русской иконописи икона всегда была анонимна. Даже великий Андрей Рублев не смел ставить свое грешное имя под своими иконами, потому что он не являлся автором. Иконописец – лишь посредник в руках божьих», – говорит начальник иконописной мастерской на фабрике «Городецкая роспись» Николай Карасев.
В советское время иконы не писали, а вот традиции городецкой росписи продолжали. В местном музее есть легенда о том, как зародился этот промысел: впервые мастера стали украшать донце – подставку разборной прялки.
Каноны, придуманные больше века назад, соблюдают до сих пор. На ярких шкатулках классические сюжеты – чаепития или гуляния. Художники пишут и сюжеты из сказок. Вся работа – ручная, никаких машин и даже шаблонов.
Резчики по дереву в Городце тоже не остались без дела: они до сих пор вырезают пряничные доски – деревянные вырубки, с помощью которых на тесте отпечатывают надписи и рисунки. Отсюда и название «печатный пряник».
Пряники в Городце не хуже тульских. Впервые печь их здесь стали аж в XVIII веке. Здесь есть и Музей пряника. Рядом с досками – самые настоящие пряники. Они, конечно, не из XIX века, их отпечатали с помощью старинных форм десять лет назад, когда открывали музей. Говорят, сладость до сих пор съедобна. Ей нашли необычное применение: высохшие пряники перемалывают в муку и тушат с ней мясо.
В Городце можно отведать и сами пряники – уже свежие (в городе есть собственное производство), а еще испечь самостоятельно – на мастер-классе в Городе мастеров. Городецкий пряник отличается от тульского – в местном нет меда. Но вкус от этого не страдает.
В Городе мастеров научат не только пряники печь. Сам город – энциклопедия старинного зодчества. Построили его всего десять лет назад, но все эти избушки и терема сделаны по старинным проектам, даже узоры на наличниках. Чем дальше в глубь веков, тем меньше окна у изб. Дело в том, что в XVI веке избы топили по-черному, и весь дым и гарь выходили через единственное маленькое окошко в стене. После этого окошко закрывали, и всю ночь в избе было тепло.
В каждой избушке учат разному ремеслу. Здесь и резчики по дереву, и вышивка золотом, и городецкая свистулька, и, конечно, гончарное дело. Здесь делают посуду из особой черной глины, которую добывают в соседнем районе. При обжиге горшки становятся ярко-коричневыми.
«Наши предки наносили в основном примитивные незамысловатые рисунки. Вот, например, волна – она означала стихию воды. Ну а вода – это в дословном переводе жизнь. Наши предки верили: если на посуду нанесен какой-то орнамент, никакой злой дух внутрь изделия не попадет», – рассказывает мастерица.
Мастер Елена буквально за пару минут научит плести корзину. Немудрено: говорят, раньше это любой ребенок мог. Елена плетет из прутьев ивы и лыка, по-старинке, и из современных материалов – вместо прутиков теперь делают специальные бумажные палочки.
В Городе мастеров не только работают: еще и поют, и пляшут, как делали в старину. Научат и туристов. Говорят, от плясок здесь так трясутся полы, что пришлось построить дополнительные перекрытия в тереме. Теперь веселиться безопасно!
Подробнее в сюжете: Пять причин