Путь развития армянского ковроделия достаточно долгий. Он начинался с простых изделий, которые были сплетены на рамках в различных формах. В будущем они стали изысканными произведениями искусства.
Месторождением восточных ковров можно считать Армянское нагорье. Именно там находился перекресток самых старых торговых путей между западом, севером и югом. Основное сырье для ковров – шерсть, шелк, лен, хлопок. Все это с легкостью можно было найти на этом торговом перекрестке. Поэтому в VIII-XIV веках, когда ковроткачество начало развиваться на Ближнем Востоке, Армения была одним из самых продуктивных регионов в этом отношении. Это было связано с наличием качественной шерсти, чистой воды и красителей особенно редкого фиолетового цвета.
Еще в V веке до нашей эры в рассказах армянских историков был упомянут подробный процесс создания «предшественников» ковров. Жители нагорья из растений получали краску и ей окрашивали шерсть, а после производили ткань. Полученный цвет не исчезал со временем.
Золотым веком армянского ковроткачества можно считать Средневековье. Именно в этот период создается определенный стиль, который и по сей день считается характерным для армянских ковров.
Уже в XVI веке армянские ковры украшали португальские и голландские рынки. Новый подъем ковроткачества был зафиксирован в конце XIX века – начале XX веке. Именно в этот период в Османской империи у армян было несколько десятков мастерских по производству ковров. Центры армянских ковров также были в Иране, США, Англии и СССР.
Расцвет ковроткачества начался благодаря превосходным цветам, полученным в Армении. Алая краска в древнем мире была особенно известна. Она была изготовлена из кошенили (насекомого).
Самыми распространенными стилями Средневековья считались:
Более современные армянские ковры выглядели немного иначе. Их основная структура была разделена на медальоны, которые могли иметь различные формы. Они были ромбовидными, звездообразными, крестообразными, полностью закрытыми или с силуэтом дракона. Образцы и символы ковров ХХ века могли покрывать весь ковер множеством рядов, могли быть расположены исключительно вдоль центральной оси или разбросаны, так же, как узоры, расположенные в центральной части ковра.
Центральная часть содержала много дополнительных стилизованных элементов: кресты, птиц и змей в сочетании с символами, означающими вечный круг жизни, такими, как солнечные знаки, бесчисленные типы гнезд, древо жизни, домашние животных, всадники и пешеходы. Каждый из этих символов имел смысл и значение.
Армянские ковры были известны во всем старом мире. Ими часто украшали дворцы арабских халифов. По словам историков, любимая жена халифа Харуна аль-Рашида сидела на «армянском ковре», в то время, как все остальные жены – на «армянских подушках». Благодаря коврам можно было оценить богатство хозяина. Для халифов Багдада самыми дорогостоящими подарками из даров Армении были кучевые ковры. Известно, что в начале Х века из Армении в Багдад было отправлено 400 лошадей, 30 тысяч денариев и 7 армянских ковров; один из ковров измерял 60 × 60 локтей , то есть 18 × 18 м. А маленькие экземпляры широко распространились по Средиземному морю. Ковры считались необходимым аксессуаром для украшения домов и в Европе.
XIX век стал началом серьезного изучения и коллекции армянских ковров. Они были рассмотрены, как отдельная отрасль художественного творчества. Отдельное внимание им отдавали исследователи и антиквары.
Ковры в своих коллекциях хранят известные музеи. Так, например, в их числе лондонский музей Виктории и Альберта, там хранится ковер XVII века, в Музее Метрополитена в Нью-Йорке есть ковер XVI века, также ковры хранятся в Будапештском музее прикладного искусства, в Лондонском текстильном музее и во многих частных коллекциях. Классические образцы ковров хранятся в Государственном историческом музее Армении и в Русском этнографическом музее.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет
Читайте также: