15:18 24/04/2020

«Помню и требую»: армяне всего мира вспоминают жертв геноцида

МТРК "МИР"

Армяне всего мира вспоминают жертв геноцида. Сегодня исполняется 105 лет со дня этих трагических событий. Геноцид – первое преступление против человечества в ХХ веке. Тогда было убито полтора миллиона армян, более шестисот тысяч – депортированы. Организаторами массовых гонений на государственном уровне, которые сопровождались казнями и пытками, были младотурки.

«Помню и требую» – именно с этим лозунгом армяне всего мира каждый год выходили на улицы. К мемориалу памяти жертв геноцида армян – Цицернакаберду – традиционно шли колонны из тысяч людей, чтобы почтить память невинно погибших предков. Главный их призыв был и остается – осудить и признать факт геноцида, который был совершен более ста лет назад. К вечному огню люди несли цветы и венки. Каждый год в апреле в Цицернакаберд приходили не только граждане республики и представители армянских общин стран мира, но и многочисленные зарубежные делегации.

Изменившиеся из-за пандемии традиции

В этом году из-а пандемии и принятого в Армении режима чрезвычайного положения устоявшиеся многими годами традиции пришлось изменить. Мероприятия стартовали в 21:00 в четверг 23-го апреля. Традиционное факельное шествие заменили на беспрецедентную акцию: огни на всех площадях и улицах страны были погашены, в течение трех минут звонили церковные колокола. Жители страны также погасили свет в своих домах и подошли к окнам с горящими свечами и фонариками. Так, удаленно, они присоединились к акции «Минута светлой памяти».

Уже с ночи все жители Еревана могли взглянуть на небо и увидеть яркий свет, идущий со стороны мемориала жертв геноцида армян. С Цицернакаберда в небо был запущен луч света, который был виден со всех частей столицы. Одновременно с этим по общественному телеканалу страны шла трансляция мероприятий, во время которой Лиана Алексанян и Камо Сейранян исполнили песню «Приди, мой соловей».

Фото: DPA/TASS / Jan Woitas

Почтить память удаленно

Вечером 24-го апреля стены Цицернакаберда окрасятся в тысячи имен. С 8:00 утра граждане могут отправить сообщения со своими именами на номера 1915 (из Армении) и 0037433191500 (из-за рубежа). Указанные в СМС имена с помощью светового проектора будут спроецированы на стенах мемориала. С каждого номера можно отправить по пять имен и фамилий – желательно написанных армянскими буквами.

Потомки спасшихся вспоминают предков

Офелия Куразян – потомок карских армян. Историю спасения своего дедушки в семье рассказывают потомкам. Семья живет в городе Гюмри. К могиле на местном кладбище женщина приходит часто. Вспоминает о дедушке. Его семья была в списке армянской интеллигенции Карса, они стали одними из первых жертв геноцида в Османской империи. Артавазду – дедушке Офелии – чудом удалось спастись. Много лет спустя, уже будучи взрослым, он построил символическую могилу родных, где нет захоронений, только колонны, которые символизировали число погибших и родных и купол, под которым он символично «собрал» своих родных. До 88-го года сооружение было устойчивое, оно разрушилось во время землетрясения.

Во время геноцида Артавазд потерял мать, отца и троих братьев. Соседи-курды нашли мальчика, переодели в платье и выдали за свою дочь. Потом отдали в приют. Когда он попал в детдом, ему было 6 лет. В городе Гюмри (тогда Александрополе) с приходом первых беженцев решали, где их разместить. Было принято решение отдать здание казармы под приют. Детский дом носит имя Ваана Трчуняна, который стал одним из спасшихся во время геноцида. Когда вырос – стал меценатом и профинансировал капитальный ремонт здания детдома.


Фото: DPA/TASS / Frank May

Дочь Артавазда рассказывает: в годы геноцида армян в Александрополе – сегодняшнем Гюмри – открыли три сиротских приюта. Они приняли около тридцати тысяч детей, чудом спасшихся от резни. Снимков отца осталось не много, все они – семейная реликвия. Сохранился и родовой дом в Карсе. Найти его Козетта Киракосян – дочь Артавазда – смогла только после смерти отца. Папа всегда рассказывал им о геноциде, хоть и был тогда маленьким, но до конца жизни помнил все те ужасы, которые пережила его большая семья. Семья, которой не стало. Артавазд уже своим детям подробно описывал местоположение дома: напротив чугунного моста в Карсе, рядом с краном и тутовым деревом. Перед резней отец Артавазда зарыл там семейные драгоценности: верил, что настанет день, когда они вернуться к себе домой. Но в родовой дом семья так и не вернулась. Как и 600 тысяч армян, которые стали беженцами и образовали армянскую диаспору по всему миру.

Потомки погибших и переживших геноцид – до сих пор встречаются и рассказывают о прошлом.

Одна из таких историй принадлежит семье Жозефины Арташесовны. Она, как и многие, знает о геноциде по рассказам отца. В пять лет он видел пытки, массовые казни, пережил депортацию вместе с семьей. Всю жизнь мужчина лишь рассказывал о страшных эпизодах, уже в преклонном возрасте взял в руки карандаш и начал рисовать картины, которые преследовали его всю жизнь.

На одной из таких – озеро Ван. Эта картина, которая произвела на него больше всего впечатления, он запомнил девочку, мать которой убили на ее глазах, девочка сидела и плакала.

Жозефина Арташесовна часто вспоминает историю о том, как ее бабушка с детьми бежала через реку Аракс. Рассказывает, что женщины брали маленьких детей в одеяльцах и бросали их в реку Аракс, чтобы те просто не достались туркам. Иначе умерли бы они в страшных пытках и мучениях.

Невинно убиенные причислены к лику святых

Пять лет назад в столетие геноцида армян в Первопрестольном Святом Эчмиадзине прошла церемония канонизации жертв – всех невинно убиенных Армянская Апостольская Церковь причислила к лику святых.

Во время геноцида были уничтожены полтора миллиона армян, примерно 600 тысяч были депортированы. Они образовали армянскую диаспору по всему миру, которая сейчас насчитывает около восьми миллионов человек. Одновременно с истреблением армян в Османской империи имели место и геноциды сотен тысяч ассирийцев, езидов, греков. Девизом армян всего мира, направленным на осуждение и признание геноцида, являются слова «Помню и требую». Символ – цветок незабудка.