«У нас, у казахов, только две причины болезней: либо «Көз тиді» (сглазили), либо «Суық тиді» (простыл)», – шутят жители Казахстана. Лечиться зачастую предлагают дедовскими методами – адраспаном (многолетнее травянистое растение со специфическим резким запахом) или же құйрық маймен (курдючным жиром). Между тем, в каждой шутке есть только доля шутки, а древние рецепты казахов с удовольствием переняли китайские лекари.
«У казахов есть два родственных племени – уаки и кереи. Еще в XIV веке их представителями была составлена книга о народных методах лечения, каким-то образом эта книга попала в Китай и была переведена на китайский язык. Но китайцы честно ссылаются в ней на наш народ», – рассказывает заведующий кафедрой профилактической медицины и питания медицинского университета «Астана» доктор медицинских наук Ерболат Даленов. В течение нескольких лет профессор вместе со своими коллегами переводил эти труды снова на казахский язык. Сейчас книга, состоящая из 507 страниц, готовится к изданию.
Мелков А.Л. Семейный портрет. Казахстан, Семипалатинская обл., 1927 год
Древняя народная медицина у казахов возникла на основе практического опыта многих поколений. Казахские лекари использовали разные способы, чтобы предотвратить болезнь или же вылечить ее. Но лечили при этом не наобум, а ставя точный диагноз. «Только по пульсу больного наши предки могли диагностировать 160 различных болезней! Они отличали 17 видов кашля и каждый лечили по-своему», – говорит академик Даленов.
Мать с дочерью и сыном в праздничных костюмах. Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ в.
Традиционная казахская кухня жителям Европы покажется слишком тяжелой и жирной. Но для древних кочевников она была жизненно необходима. Мясо, жирные молочные продукты помогали долго сохранять энергию и тепло. Еще древнегреческий ученый Геродот, описывая быт скифов, сообщил об удивительном напитке – кумысе, приготовленном из кобыльего молока. Кумыс, шубат, айран и другие кисломолочные напитки не только помогали организму ощелачиваться и восстанавливать баланс после большого количества мяса, но и боролись с такими заболеваниями, как туберкулез, анемия и так далее.
В холодное время года казахи часто использовали баранину. В восточной медицине она считается едой огня, дающей человеку тепло. Для того чтобы выгнать холод из тела, использовали бульоны, баранье мясо, курдюк. Кстати, ученые доказали, что такая диета помогает успешно справляться даже с грозным коронавирусом.
Поляков И.С. Семья в Семипалатинской области в традиционных костюмах, 1879 год
«Известно, что коронавирус сильнее всего атакует легкие, сжигает внутренний сурфактантный слой альвеол. А это защитный липидный слой, который в норме не дает альвеолам смыкаться. Чтобы защитить его, необходим животный жир, это может быть бульон, курдючный жир, казы, сливочное масло. Даже туберкулез наши предки лечили барсучьим жиром», – рассказывает Ерболат Даленов.
Кстати, курдючный жир нашел свое применение и в массаже, так как обладает согревающими свойствами. Даже сейчас многие могут вспомнить, как в детстве при кашле мамы или бабушки натирали их этим «пахучим лекарством», тепло укутывали и затем укладывали спать. И такая терапия давала свои результаты!
Мелков А.Л. Группа детей, Казахстан, Семипалатинская обл. 1927 год
Казахи, кочуя круглый год, хорошо знали, что растет в их степях, и успешно использовали целебные свойства растений. 550 лет назад знаменитый казахский травник лекарь Тлеукабыл-баба написал трактат о лечебных травах. Он изучил травы во всех регионах казахской земли и лечил многие болезни вплоть до рака. Его трактаты стали основой открывшегося в Китае в медицинском университете Синьцзян-Уйгурского автономного района факультета казахской медицины, по его рецептам научно разрабатываются лекарства из трав.
Условно все лекарственные растения, применяемые казахами для лечения, делились на крепительные, освежающие, согревающие и слабительные. До наших дней дошли рецепты приготовления лекарств на основе ревеня, которые применялись при лечении заболеваний брюшных органов, аира – для лечения хронической диареи, можжевельника – для лечения системы мочеиспускания.
Мелков А.Л. Молодушки (молодые замужние женщины). Казахстан, Семипалатинская обл., 1927 год
Народная казахская медицина также знала о лекарственных свойствах кузьмичевой травы (по-казахски – «кылша»), почечуйной травы («кымыздык»), девясила («карандыз»). При сухом кашле больному давали настой, приготовленный на основе солодкового корня («мия»), при обычном кашле – настой стручкового перца («шар-дар»). В редких случаях использовались и белена, и чилибуха, и прочие опасные растения.
Одним из значимых приобретений современной науки, полученным из кладовой казахской медицины, является противоглистное средство – фитварная полынь («дармине»), соцветия которой издревле применялись казахами для лечения гельминтоза. Сейчас полынь изучают в качестве средства для борьбы с онкологическими заболеваниями.
Адраспан, или гармала обыкновенная, применялся как антиспастическое, снотворное, противорвотное и глистогонное средство. Некоторые верят, что, окуривая им помещение, избавляются от порчи и зла, но на самом деле его дым убивает микробы и вирусы. По сведениям врача Г.А. Колосова, в конце XIX – начале ХХ вв. в Туркестанском крае широко применялись 227 лекарственных средств растительного происхождения.
Туполев Ф. Султан Исим Букеев с двумя женами. Казахи. Конец XIX – начало XX вв.
Искусство казахских костоправов (сыныкшы) общеизвестно. О них писали многие исследователи. Костоправы могли легко и безошибочно вправить любые переломы конечностей, ключицы и даже бедра, а также всевозможные суставные вывихи, растяжения. Шину держали для фиксации переломов, а это зависело от характера переломов и от возраста человека. Перед тем, как сопоставить кости, человека обезболивали с помощью травяных отваров. В качестве шин использовали дерево, оно помогало сохранять тепло. Сверху травмированное место укутывали кошмой. Это помогало улучшить циркуляцию крови.
В казахской медицине активно использовались различные виды массажа. Один из них – массаж «Узу». Буквально это переводится как «разрывать». Массажисты находили спазмированные мышцы с нарушением циркуляции крови и восстанавливали кровоток, лимфоток, прохождение нервных импульсов, тем самым улучшали питание мышцы. Массаж мог быть глубоким или поверхностным. Применялся при патологиях опорно-двигательного аппарата, при позвоночной грыже, ишемии, при простудных заболеваниях.
Другой вид массажа – «Ос – ос» (в переводе «Расти – расти») делали детям до одного года. Малышей разминали, чтобы их костно-мышечная система правильно формировалась.
Бедняки. Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ в.
Нередко казахи прибегали к этому методу. Использовали пиявок, которые высасывали «испорченную кровь» из организма, или инструментальный метод. Определенное количество крови выпускали из капилляров и небольших вен – височной, лобной, локтевой, тыла кисти, подъязычной. Для остановки кровотечения сыпали свежую золу на раны или же прикладывали обожженный кусок старой кошмы. Таким образом дезинфицировали рану, кровь спекалась и останавливалась.
«Даже мой дед занимался кровопусканием. В крови и в лимфе скапливаются токсические вещества, отходы, поэтому это своеобразная чистка организма, которая запускает процессы кроветворения и повышает иммунитет. Кровь выпускают дозировано, 100-200, максимум 300 мл. Костный мозг получает сигнал и начинает усиленно вырабатывать новые клетки – эритроциты, лимфоциты», – объясняет Ерболат Даленов.
Показания к кровопусканию могут быть разные – интоксикация, атеросклероз, гипертония, головные боли. Сейчас эта техника становится все популярнее в Казахстане и называется «хиджама». Но направо-налево применять ее профессор Даленов все же не советует, говорит, что подходить ко всему нужно грамотно.
Поляков И.С. Семья в Семипалатинской области в традиционных костюмах, 1879 год.
Дудин С.М. Дуана (юродивый, предсказатель) на Куяндинской ярмарке. Казахстан, 1899 год
К этому виду лечения у многих скептическое отношение. Практически в каждом ауле были свои шаманы – баксы. Конечно, среди них было немало самозванцев и шарлатанов, но были и те, кто действительно давал шанс на жизнь, казалось бы, безнадежным больным.
Когда шаман играл на кобызе, люди расслаблялись, а игра на домбре, наоборот, поднимала настроение. Лечение напоминало спиритический сеанс, когда с помощью музыки, пения, ритуалов с огнем вызывались духи предков. Якобы они слетались именно на звуки кобыза. В трансе баксы отправлялся в другие миры на поиски души больного. Кстати, по некоторым версиям, слово «баксы» произошло от общетюркского корня «бак», что значит «смотреть, видеть». То есть значение слова – «высматривающий душу больного». Такие методы помогали улучшить качество жизни при патологиях нервной системы, эпилепсии.
Мелков А.Л. Мужчина рода Найман. Казахстан, Семипалатинская обл., 1927 год
Каждый раз, выбирая своим детям спутника жизни, казахи справлялись, из какого он рода. Кровосмешение сулило высокий риск генетический заболеваний, поэтому не допускались браки между близкими родственниками. А близкими считались все родные до седьмого колена, поэтому не зря каждый казах должен был знать наизусть свое шежире – родословную. Преступивших это неукоснительное правило ждало суровое наказание. Современные генетики в этом абсолютно солидарны с предками.
Поляков И.С. Групповой портрет учащихся. Казахстан, Семипалатинская обл., 1879 год
Безусловно, на казахскую медицину влияние оказывали методы других восточных лекарей, к примеру, таких как Авиценна. В казахский язык вошло очень много «медицинских» слов и терминов арабского и персидского происхождения, как, например, «аруах» – дух предков (перс.), «ауа» – воздух (араб.), «жан» – душа (перс.), «дэрi» – лекарство (перс.) и т.д. И тем не менее у народных лекарей имелись свои, оригинальные методы и средства профилактики и лечения, которые по крупицам собирались и передавались из поколения в поколение.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет