Режим чрезвычайной ситуации введен в пяти районах Оренбургской области из-за нашествия гусеницы непарного шелкопряда. Этот вредитель повсюду уничтожает зеленые насаждения. Ущерб от насекомых может превышать даже потери от лесных пожаров, рассказывает корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев.
Промедление для деревьев смерти подобно. Листья дубрав и так уже все в дырочку. Это гусеницы непарного шелкопряда прогрызли. Они мохнатые и шустрые – не ползают, а бегают на своих лапках. Если не начать борьбу сейчас, говорят лесники, через две недели от леса останутся только голые ветки. «У нее есть такая вот шишечка на голове с желтоватыми полосками. Ворсинки у нее ядовитые, поэтому птицы особо ее не едят», – пояснил руководитель Краснохолмского лесничества Оренбургской области Сергей Чемакин.
Зато за счет этих ворсинок гусеницы легко переносятся ветром и поражают все новые лесные угодья. В этом году на территории пяти районов Оренбургской области настоящее ЧП. Из-за мягкой зимы и засушливой весны непарный шелкопряд расплодился в катастрофических масштабах. 15 тысяч гектаров охвачено настоящей гусеничной эпидемией.
На борьбу с насекомыми брошена тяжелая техника. Мощные генераторы разбрызгивают на деревья сотни литров аэрозоля с пестицидом. Специальный биологический вирусный препарат, который поражает прожорливый кишечник шелкопряда. Уже через 4-5 часов гусеницы не могут есть, потом двигаться и вскоре погибают. «В данном лесничестве обработка проводится биопрепаратом «Лепидоцид». Он имеет 4-й класс опасности. Практически не опасен для людей и для пчел. После обработки он растворяется и распадается в течение 24 часов», – рассказал и.о. директора Оренбургского филиала Рослесазащиты Андрей Кубасов.
Непарный шелкопряд, не путать с тутовым, всеяден, но особенно любит фруктовые деревья. Многие садоводы Оренбуржья тоже вышли на тропу войны. «Люди борются кто как может с ними. Покупают спецсредства и опрыскивают яблони и другие насаждения», – поделился местный житель Сергей Желудяков.
В больших масштабах применяются биологическая и химическая обработки, после которых в леса лучше не заходить. Вблизи населенных пунктов ставят плакаты. Предупреждают население и через газеты. «Надеюсь, что никто в ходе этих работ не пострадает, и прошу всех производителей, особенно пчеловодов, быть максимально аккуратными в период уничтожения непарного шелкопряда», – призвал министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Александр Самбурский.
Через две недели после обработки будет контрольная проверка. Если 70% гусениц погибнет, результат хороший, иначе придется травить все снова.