28 июля – Всемирный день борьбы с гепатитом. Во всем мире насчитывается 325 миллионов человек, живущих с хроническим гепатитом – главной причиной цирроза и рака печени. Причем эти страшные болезни можно предотвратить, если выявить гепатит вовремя.
В России ежегодно регистрируется около 45-48 тысяч новых больных хроническим гепатитом C. Сколько всего россиян инфицировано, достоверно неизвестно. Из-за бессимптомного течения болезни многие люди даже не подозревают о своем заболевании, поэтому не лечатся сами и могут невольно заразить окружающих. Ведь заболеть гепатитом C может любой человек, в том числе ведущий здоровый образ жизни.
О том, чем опасен гепатит С и как с ним бороться, рассказала в интервью корреспонденту «МИР 24» руководитель центра инфекционных болезней ФГБУ «НМИЦ ФПИ» Минздрава России.Ирина Трагира.
– Ирина Николаевна, ВОЗ назвала гепатит «бомбой замедленного действия», чем опасно это заболевание?
Ирина Трагира: Прежде всего, гепатит С вызывает воспаление в клетках печени.
Коварство этого заболевания, которое часто называют «ласковым убийцей», заключается в том, что острая инфекция протекает зачастую бессимптомно. Даже пожелтение кожи и склер замечают далеко не всегда.
При гепатите С почти в 80% случаев формируется хроническая инфекция, которая может привести впоследствии к циррозу печени и является частой причиной первичного рака печени. Кроме того, гепатит С – это системное заболевание: помимо печени он может поражать сердечно-сосудистую, эндокринную, иммунную систему, вызывать тяжелое заболевание почек, сахарный диабет. Снижение иммунитета может привести к развитию любой другой патологии. А поскольку гепатит С имеет онкогенный характер, он нередко вызывает онкологические заболевания.
– Как люди заражаются гепатитом C? Кто попадает в группы риска?
И.Т.: Гепатит С, как правило, передается от человека к человеку при контакте с небольшим количеством зараженной крови. В девяностые годы преобладал инъекционный путь заражения среди наркоманов, а также при переливании крови. Но сегодня этот путь передачи практически не встречается, поскольку налажен жесткий контроль за компонентами крови.
В наше время путями заражения чаще всего оказывается небезопасная медицинская практика, татуировка и пирсинг, услуги косметических и маникюрных салонов, в тех случаях, если инструментарий не обрабатывается должным образом (не соблюдаются этапы и длительность стерилизации, прописанные в СанПиН). Соответственно, в зоне риска может находиться любой из нас.
Риск передачи гепатита С половым путем минимален, однако существует при травматичном сексе, когда нарушается целостность слизистых покровов, и возможен непосредственный контакт кровь в кровь. В быту гепатит С не передается. Опасность могут представлять только частицы инфицированной крови, которые могут остаться на бритвенном станке, маникюрных ножницах. Именно поэтому они должны быть индивидуальными.
– А каков вообще масштаб проблемы у нас, в России?
И.Т.: Что касается российской статистики, то ежегодно у нас регистрируется более 40 тыс. впервые выявленных случаев (и это не все заболевшие, а только те, что мы фиксируем). В 2018 году было выявлено 48012 случаев, это более 32-х заболевших на 100 тыс. населения, 2019 – 45262 заболевших, или более 30 заболевших на 100 тыс. населения. Это значительно больше, чем в среднем в мире.
Столь высокие показатели мы получаем при довольно слабой диагностике. Если бы охват скрининговым тестированием и диагностикой был шире, количество выявленных случаев также было бы гораздо выше. А пока мы не знаем, какое у нас реальное число заболевших, на какой стадии болезни, с каким генотипом вируса.
– Что вы имеете в виду под слабой диагностикой?
И.Т.: Ее недостаточный охват. В регионах высокоточная ПЦР-диагностика проводится далеко не всегда. Метод ПЦР (полимеразная цепная реакция) необходим для постановки диагноза хронического вирусного гепатита С, определения степени вирусной нагрузки и генотипа возбудителя. Сегодня на учете по гепатиту С в России состоят 496, 5 тысяч человек. Из них исследование методом ПЦР прошло только 300 тысяч человек, причем 133 тысяч – это те больные, которые уже находятся в тяжелой стадии болезни.
Что же касается скрининга (анализа крови на антитела к вирусу), то пока он не введен в диспансеризацию, и проводится только по показаниям: в качестве предоперационной подготовки, при постановке на учет во время беременности, при призыве в армию. Наличие антител в крови само по себе ни о чем не говорит, человек мог переболеть в прошлом и выздороветь, благодаря сильной иммунной системе. Но это повод для проведения более подробной диагностики.
Если бы этот тест был включен в периодические профосмотры, выявлялось бы гораздо больше новых случаев. Но из-за бессимптомного – в большинстве случаев – течения гепатита С многие люди просто не знают о своем заболевании и представляют потенциальную опасность для окружающих. И это серьезная проблема!
– Неужели нет никакой возможности заподозрить у себя гепатит С? Должны же быть признаки острой и хронической формы?
И.Т.: Как правило, острый гепатит С протекает либо бессимптомно, реже – с совсем незначительным пожелтением кожи и склер глаз, потемнением мочи.
Симптомами могут быть слабость и астения, снижение аппетита, дискомфорт в правом подреберье. Люди редко обращают на это внимание, списывая на переутомление. Если же в это время обратиться к врачу и сдать кровь на биохимический анализ, то он покажет повышение некоторых показателей, которые могут сразу навести на мысль о наличии инфекции.
И даже на фоне полного благополучия я бы советовала на всякий случай пройти скрининг, если в последние полгода у вас были операции или проводилось протезирование зубов, маникюр с повреждением кожи, косметический татуаж или нанесение татуировки, пирсинг, а также если вы имели незащищенные половые контакты с нарушением слизистых оболочек.
– Можно ли полностью вылечиться от гепатита С?
И.Т.: Гепатит С официально признан излечимым заболеванием. Ведь сегодня появились высокоэффективные противовирусные препараты для его лечения. Мы видим практически 99% эффективность этих препаратов почти при всех схемах терапии.
Лечение препаратами длится всего 8, максимум 16 недель и хорошо переносится пациентами. Поэтому если люди знают о своем заболевании, даже если оно не мешает жить, ни в коем случае нельзя оставлять его без внимания. Чем раньше начато лечение, тем оно быстрее, эффективнее, и тем больше шансов выздороветь полностью без последствий.
Однако если к началу противовирусной терапии у человека уже продвинутая стадия фиброза либо сформировался цирроз, стойкие нарушения функции печени сохранятся. Однако излечение от гепатита С защитит от прогрессирования болезни печени. Такие больные должны пожизненно наблюдаться у специалиста и получать препараты, которые способствуют улучшению функции печени.
Кроме того, ежегодно следует сдавать анализ на альфа-фетопротеин в крови – маркер, указывающий на онкозаболевания, гепатит, цирроз печени. К сожалению, риск развития первичного рака печени у людей, которые переболели и полностью излечились, благодаря противовирусной терапии, все равно в 5 раз выше, чем у тех, у которых никогда не было гепатита С.
У гепатита С очень много мутаций и разновидностей, поэтому, несмотря на то, что после излечения у человека формируется стойкий иммунитет к «своему» вирусу, он может повторно заразиться при контакте с инфицированной кровью.
– Может ли женщина с гепатитом C родить здорового ребенка?
И.Т.: Да, может, но все же существует риск инфицирования плода при нарушении гематоплацентарного барьера. Поэтому если женщина знает о том, что она больна гепатитом С, желательно пролечить его еще до зачатия. Это защитит будущего ребенка от заражения, а сама женщина легче перенесет беременность.
Женщины, которым не удалось пролечить гепатит С до зачатия, должны регулярно наблюдаться у инфекциониста и у гинеколога: при необходимости проводить профилактику фетоплацентарной недостаточности, обязательно проходить ПЦР-диагностику для определения вирусной нагрузки. При невысокой вирусной нагрузке заражение ребенка, как правило, не происходит.
На фоне беременности, к сожалению, нельзя принимать противовирусный препарат, но можно получать лекарства, которые поддерживают функцию печени и, соответственно, снижают токсический эффект вируса и защищают ребенка.
Подробнее в сюжете: Красота и здоровье