После путешествия по Европе Петр I задумал создать в России второй Амстердам, но с одной особенностью. Он мечтал, чтобы в новом городе жители ходили с острова на остров исключительно по воде – на лодках. К счастью, император в первую очередь был человеком практичным – переправы начали строить еще при нем. Теперь мосты стали одним из главных символов Петербурга. Только в самом городе, без окрестностей, их около 400. Они делают жизнь местных удобнее и притягивают к берегам Невы гостей.
По Иоанновскому мосту в Петропавловскую крепость ежедневно попадают сотни туристов, но лишь некоторые из них знают, что это старейшая переправа города. Заячий и Петроградский острова впервые соединили при строительстве форпоста. Но тогда – в 1703 году – переправа звалась Петровской или Петровой, была наплавной и находилась ниже по течению Невы.
Кроме богатого прошлого, у моста есть волшебное настоящее. Во время последнего ремонта здесь появился ушастый «сторож», которого то и дело пытаются одарить деньгами. Можно только догадываться, сколько на дне монет. Больше, наверное, лишь у первого Инженерного моста, где обитает Чижик-Пыжик. Высотой он всего 11 сантиметров. Попробуй, попади!
Двух одинаковых мостов в Петербурге не найти. Каждый со своими особенностями, реальными и нереальными историями.
«По первоначальному замыслу Клодта на Аничковом мосту должны были стоять пары одинаковых скульптурных групп. Но когда на Литейном заводе изготовили пару бронзовых скульптур, Николай I подарил их прусскому королю, следующая пара уехала в Неаполь. И тогда Клод уже не стал еще раз отливать копии, а создал новые – теперь мост украшает четыре разных скульптурных группы. Вместе они объединены в ансамбль – укрощение коня», – рассказывает гид Елена Фролова.
А какие только слухи ни ходят об Аничковом мосте: у коней не хватает языков, а на «причинном» месте одной из скульптор изображено лицо недоброжелателя.
Впереди по маршруту – уникальная «невидимка», хоть и сделана из чугуна и выкрашена в ярко синий цвет. Это самый широкий мост Петербурга. И если вы находитесь на Исаакиевской площади, то не сразу поймете, что перед вами мост. Ширина почти 100 метров – в пять раз превышает длину пролета.
«Был объявлен международный конкурс, победил проект известного французского инженера Эйфеля, но он был очень дорогим, и комиссия вне конкурса рассмотрела и утвердила проект другой французской фирмы – «Батиньоль», – рассказывает экскурсовод.
Эту постоянную переправу взамен наплавной открыли к 200-летию города. Потому в народе ее называют юбилейной.
«Мосты!» – так в Питере говорят. Как в Москве говорят «Пробки». Для художника Дмитрия Шагина петербургские переправы это и про вдохновение, и про быт. В 10 лет он стал василеостровцем и начал жить по расписанию мостов.
«Васильевский всегда казался отдельным городом в городе, потому что когда мосты разводились, а их не так много: лейтенанта Шмидта, Дворцовый, Тучков и Биржевой – часть города была совсем отрезанной», – комментирует Шагин.
Так в период навигации – с весны до зимы – происходило веками. Говорят, потому на Васильевском есть все необходимое – свое: от роддома до театра. Когда-то местные сравнивали себя с моряками и ценили свою «уникальность», но без большой земли не могли. Отсюда и забавные истории.
«Я тогда был уже постарше и выпивал. Ко мне должен был приехать друг-моряк. Нет его и нет. Мосты уже развели, а он вплавь», – рассказывает Шагин.
Все изменилось лишь несколько лет назад, когда вместе с новыми дорогами построили неразводной мост имени архитектора Бетанкура.
Шесть полос, ширина – 38 метров, длина – 923. Он извивается над Малой Невой от острова Декабристов до Петроградской стороны. Чтобы вписать переправу в местную архитектуру, нужно было потрудиться.
«Пришлось при пересечении Петровского проспекта обходить существующие здания, которые являются охранными памятниками. Обходить так, что буквально до угла здания остается 68 сантиметров», – рассказывает главный архитектор компании – проектировщика моста Бетанкура Андрей Горюнов.
Ювелирность во всем. Лестницы словно парят: ни единой подпорки. Конструктивная особенность добавляет спецэффектов. Изначально мост задумывали разводным – от идеи отказались, а «взмыть вверх» он должен был почти на 90 метров за счет пилона, похожего на портал.
«Контур эллипса, он соответствует Исаакиевскому собору – верхнему куполу. Есть такие картинки, сравнения. Но нам было указано отрезать верхнюю часть, чтобы не было высоко», – поясняет Горюнов.
Теперь опора моста похожа на подкову. Архитекторы не расстраиваются – подкова символ удачи, а значит, переправа прослужит долго.
За сезон петербургские мосты разводят до 500 раз, и всегда за этим зрелищем наблюдают сотни зрителей. И хотя за ночь некоторые мосты поднимают пролеты дважды, люди стремятся к первому «сеансу». Собираться на набережных начинают задолго до заветного часа. Ради него в город на Неве приезжают со всего мира.
Самый популярный, конечно, Дворцовый мост. Тот, что соединяет центр города и Васильевский остров. О строительстве постоянной переправы задумались в 1882 году. Задача была непростой – «создать художественное произведение, достойное окружающей обстановки» – Зимнего дворца, Адмиралтейства и здания Биржы.
Чтобы оценить всю красоту действа, здесь, как в стоячем партере на концерте звездного исполнителя, надо успеть занять место и случайно его не упустить. И в этот момент мало кто думает о сложных механизмах, умело скрытых инженерами в опорах и пролете. Пусть на пять минут, но это магия.
Подробнее в сюжете: Пять причин