Искали лекарство от COVID-19, а нашли от рака. Ученые-химики из Северо-Кавказского федерального университета открыли новые биологически активные вещества, которые превращают раковые клетки в обычные. Открытием уже заинтересовались за океаном. О препарате расскажет корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Паршинцев.
«Сделали последнюю работу, сделали именно в этой лаборатории, вот Никита, Коля», – говорит медик.
И другие участники. Всего шесть рабочих мест в лаборатории, не считая кабинета руководителя, профессора Александра Аксенова. Все работают одновременно над пятью проектами. Иногда – не выходя отсюда по 20 часов.
«Каждый из этих проектов ведет к получению новых веществ, биологически активных», – указал ученый.
Всего создали более 100 уникальных веществ. В химии бывает по-разному, говорит ставропольский ученый. Иногда архимедовскому «эврика» способствует удача. А бывает, и неудача приводит к успеху. Когда весь мир кинулся искать лекарство от COVID-19, их лаборатория присоединилась к поискам. Но синтезированные химические соединения, как оказалось, обладают слабым противовирусным эффектом. Зато другие их свойства превзошли все ожидания.
«Оказалось, они обладают хорошей противораковой активностью. Потом оказалось, что они обладают хорошей противопаразитарной активностью. И потом так и началось наше сотрудничество с учеными из университета», – отметил доктор химических наук, декан химико-фармацевтического факультета Северо-Кавказского федерального университета Александр Аксенов.
Коллеги-химики из Техасского государственного университета заинтересовались реакцией Аксенова, как называют открытый им метод. Они обнаружили, что новые вещества эффективно борются с нейробластомой – одним из самых распространенных видов рака у детей.
«Мы не просто ищем любые цитотоксики – мы ищем соединения, которые приведут к методам лечения рака, которые не будут обладать высокой токсичностью», – указал профессор Техасского государственного университета Александр Корниенко.
В команде профессора Аксенова – семейный подряд. Старший сын Николай в свои 30 уже доктор наук. Вместе с отцом они и работают. Основной принцип открытых ими веществ, в отличие от химиотерапии, не убийство онкоклеток, а наоборот – возвращение их к нормальной функциональности.
«Это превращение раковых клеток в здоровые. То есть мы не уничтожаем ткань, а превращаем ее во что-то безобидное. В то, что перестает расти безудержно и может остаться внутри организма без вреда», – пояснил профессор кафедры органической и аналитической химии Северо-Кавказского Федерального университета Николай Аксенов.
Несколько лет назад они вместе уже создавали вещества, которые могут излечивать от меланомы и глиобластомы. Сейчас уже проходят клинические испытания препарата. Новые вещества пока испытывают на клеточных культурах. В этом году ставропольские химики надеются получить гранд российского научного фонда для дальнейших исследований.
Подробнее в сюжете: Красота и здоровье