Театральная площадь с возвышающимся над ней величественным зданием Большого театра наряду с Красной площадью, сталинскими высотками, «Золотыми мозгами», храмом Христа Спасителя, а теперь и деловым центром «Москва-Сити» является одним из самых узнаваемых мест столицы. 28 марта Большой отмечает 245 лет со дня своего основания, и «МИР 24» рассказывает несколько деталей из его истории.
Началом истории Большого считается 1776 год, когда князь Петр Васильевич Урусов с благословения Екатерины II приступил к строительству театра на Петровке, поэтому изначально театр назывался Петровским. Сегодня можно встретить рассказы, что местность эта была болотистой, из-за чего долгое время там ничего не строилось, или что подземное русло реки Неглинной проходит прямо под Большим театром.
«На этом месте когда-то стояла маленькая церквушка – якобы там (Аристотель) Фиораванти был захоронен. Располагалась она между двумя корпусами – Новой и исторической сценой. И там было, конечно, кладбище, ведь до Екатерины II хоронили при кладбищах. Есть карты, где видно, что там болото сплошное. Неглинка под Большим театром не протекает, это разливы Неглинки. Ее русло все время менялось, там нет остатков от русел, есть просто большая заболоченность. Эта площадь была изначально неудобна для застройки, почему она и сохранилась как площадь», – рассказывает краевед и московский диггер со стажем в несколько десятков лет Артем Задикян.
Действительно, театр строился на правом берегу Неглинки. Несмотря на близость реки, под Большим театром была вырыта большая подземная часть. После недавней реконструкции появилось шесть подземных этажей (27 метров вглубь) – как говорят москвоведы, «туда еще два Больших театра войдут». Однако не все знают, что со времен Екатерины II существовал подземный коридор между Большим и Малым театрами.
«Первые 15-20 лет XIX века труппа была единая, – объясняет москвовед и экскурсовод Алексей Дедушкин. – Порой могло быть так, что труппа Большого давала спектакль в Малом, и наоборот. Подземный ход был сделан, как я понимаю, чтобы актеры в костюмах и гриме не ходили под дождем и снегом. Сохранился ли этот подземный ход до наших дней, я не могу сказать, – скорее всего, да».
Люди работавшие на реконструкции Большого, которая осуществлялась с 2005 по 2011 год, рассказывают, что в грунте, который извлекали из-под здания, находили следы кладбища. Археологи обнаружили под театром постройку каменного века и Петровскую слободу, а в ее фундаментах – деревянного шахматного ферзя XVII века. Юрий Лужков в бытность мэром Москвы заявлял, что никакой угрозы зданию театра ни Неглинка, ни ее разливы не несут. Зато шокировал общественность рассказом о гигантских белых тараканах, которых лично видел в ее русле.
«Единственное, что там является страшным, – сказал Юрий Михайлович, – там живут и благоденствуют крупные тараканы. Тараканы, которых мы в бытовой нашей жизни даже не могли себе представить. Сантиметров под 10. Они беленькие, потому что там темно, и не хотят, чтобы их человек трогал руками – я пробовал это. Они сразу прыгают в воду – они пловцы хорошие – и дальше выползают где-то ниже».
Фото: wikioedia.org. Литография Огюста Кадоля 1830-х годов
«Не сразу все устроилось, Москва не сразу строилась» – как ни к какому другому зданию это относится к Большому театру. Первый раз он сгорел еще до открытия, после чего Урусов передал дела своему компаньону Майклу Меддоксу. С 1776-го по 1789 год Большой Петровский театр строили заново по проекту архитектора Христиана Розберга. Здание простояло всего 25 лет – 8 октября 1805 года снова случился пожар. Новый (снова деревянный) вариант Большого был воздвигнут Карлом Росси на Арбатской площади. Он сгорел во время Отечественной войны 1812 года.
В 1821-м Большой театр в очередной раз начали отстраивать, на этот раз снова на Петровке. Последний крупный пожар в его истории произошел в 1853 году, когда на сцене театра ставили «Русалку».
«Освещение было свечное, позже газовое, здание высокое, и лестниц пожарных не хватало. Потушить его физически невозможно было. Зимой 1853 года он горел больше суток. По свидетельству современников, весь снег растаял на Театральной площади», – отмечает Дедушкин.
Было установлено, что последний пожар, уничтоживший все внутренности театра, случился по вине ламповщиков. Жар был таким сильным, что плавились чугунные колонны, а пламя наблюдали из села Всехсвятского на территории современного района Сокол. В итоге уцелели лишь внешние стены и колоннада.
В нынешнем виде Большой был восстановлен к 1856 году главным архитектором Императорских театров Альбертом Кавосом. В его виде произошли некоторые изменения: вместо алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком появилась четверка бронзовых коней, запряженных в квадригу Аполлона, на фронтоне появился двуглавый орел – герб Российской империи. Кроме того, был надстроен третий этаж, с боков появились галереи, а на своде зрительного зала – роспись, изображающая бога искусств Аполлона и девять муз.
Фото: Алешковский Митя/ТАСС
Именно с живописным полотном «Аполлон и музы» связана любопытная легенда, объясняющая, почему же Большому театру так не везло. Дело в том, что, делая роспись вокруг центральной люстры в зрительном зале, академик Алексей Титов отступил от традиции и обидел одну из муз.
Итак, мы видим Аполлона, играющего на золотой кифаре, и девять муз – дочерей Зевса и Мнемозины. Муза поэзии Каллиопа держит флейту, муза лирики Эвтерпа – книгу и флейту, муза любовных песен Эрато – лиру, муза трагедии Мельпомена – меч, муза комедии Талия – маску, муза танцев Терпсихора – бубен, муза истории Клио – папирус, муза астрономии Урания – глобус. А вот муза священных гимнов Полигимния осталась не у дел. Вместо нее художник изобразил выдуманную им самим безымянную музу живописи, которая держит палитру и кисть. Некоторые считали, что пожары – это гнев оскорбленной Полигимнии.