Большому театру исполняется 245 лет. Главный культурный символ страны не раз менял и местоположение, и облик. А за свою многолетнюю историю он выпустил более 800 оперных и балетных спектаклей. Как работает сегодня один из самых известных и уважаемых театров в мире, знает корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Макарова
Он дважды горел. Бомба, сброшенная в 1941 году, разрушила фасад и взорвалась в фойе. С момента основания Большой театр несколько раз перестраивали. Сегодня знаменитое на весь мир здание оборудовано по новейшим технологиям, включая шесть подземных этажей и зал-трансформер.
Бетховенский зал на минус втором этаже Большого – сверхтехнологичный. Он принимает разную конфигурацию, становясь то камерным, то симфоническим. Вмещает 300 зрителей. Исторический зал – почти в шесть раз больше. Четыре сменные площадки – главная сцена может воплотить практически любую фантазию режиссера. К примеру, в опере «Саломея» мрачная картина сменялась на белые декорации прямо на глазах у зрителей.
«Наши технические службы, особенно предшествующим летом, провели очень серьезные работы по приведению этих всех механизмов в такое рабочее состояние, чтобы это можно было использовать, как вы говорите, на глазах у зрительного зала, чтобы это производило впечатление», – говорит генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
За кулисами в это время работают около 30 человек: реквизиторы, осветители, монтировщики. А костюмы приносят сверху – пошивочный цех находится под самой крышей театра. Только для одного спектакля десятки портных шьют в течение полугода.
«Один из самых многодельных и долгодельных костюмов – это костюм «Коронационная шуба Бориса Годунова», которая по нашим нормам делается порядка 188-190 часов рабочих», – рассказывает заведующая художественно костюмерной частью Большого театра Елена Вио.
Занавес в тысячу квадратных метров. Балконы, обитые красным бархатом. Лепнина на всех шести ярусах. Люстра весом в две тонны. И все это покрыто сусальным золотом. Зрительный зал Большого будто сказочный дворец, танцевать в котором – мечта любой балерины. До Большого Светлана Захарова работала в Мариинке. Говорит, выкладываться на московской сцене – одной из самых больших в Европе – нужно в несколько раз больше.
«Я помню, что очень переживала, потому что сцена гораздо больше, одна из самых больших в России. От этого все равно наше движение меняется и усталости больше. Больше сцена – больше движений нужно сделать, чтобы заполнить собой, своим танцем эту сцену, – признается прима-балерина Большого театра, народная артистка РФ Светлана Захарова.
Свой 245-й сезон Большой театр открыл в прошлом сентябре. Во время долгого карантина здесь не отменили ни одну постановку – только переносили. И несмотря на еще действующие ограничения, в Большом обещают отыграть все 17 запланированных премьер.
Подробнее в сюжете: Большой театр