«Да пропади она пропадом эта война…»
В Московском театре Олега Табакова премьера: спектакль «Страсти по Бумбарашу» по пьесе Юлия Кима получил вторую жизнь. Впервые в афише он появился в 1993 году. Один из самых масштабных во всех смыслах слова – в постановке задействована почти вся труппа. Есть здесь и музыка, и танцы, и громкие и фееричные выстрелы, при минимальных декорациях в центре внимания игра актеров. Взрослые мальчишки и девчонки не то играют войну, не то в нее играют…
Пение птиц, гармонь, взрыв. До конца действия так и не привыкнешь к громким залпам и звонким выстрелам. А вот песни врываются в сердца зрителей молниеносно и вызывают бурю аплодисментов после каждого исполнения. Сегодня роль Бумбараша досталась Севастьяну Смышникову – обаятельному выпускнику Школы Олега Табакова. А когда-то эти песни исполняли Валерий Золотухин и Евгений Миронов. Но сравнивать артистов нет никакого желания. Молодое поколение не менее органично. Говорят, сам Олег Павлович Табаков хотел, чтобы спектакль вернулся в репертуар театра с новыми и молодыми артистами.
«В каждом театре, я уверен, должно быть несколько знаковых спектаклей, обозначающих определенные этапы его жизни. Если артисты могут поддерживать в них пламя, значит, коллектив продолжает жить. Я всегда держал в памяти эту работу как мой долг Олегу Павловичу. Я выполню этот долг с радостью, потому что я помню, как он любил этот спектакль», – говорит режиссер Владимир Машков.
И «страсти по Бумбарашу» можно по праву считать знаковым, это своего рода лицо «Табакерки».
«Друг на друга, брат на брата. Это время каково!»
Испытав все ужасы Первой мировой, главный герой возвращается домой, в свою любимую деревню, где его уже никто не ждет. Брат (Александр Кузьмин) женился на его возлюбленной, началась гражданская война. Но Бумбараш уже не хочет брать в руки оружие, он мечтает о спокойной жизни с любимой Варварой (Ангелина Пахомова). Но не тут-то было…
«Что ж я стал всем нужен-то? А мне никто не нужен, кроме Варвары…»
Пьесу и стихи Юлий Ким написал по мотивам ранних произведений Аркадия Гайдара, а музыку – Владимир Дашкевич. «Гражданская война – самое страшное, что может произойти с обществом, с семьей, с людьми, когда непримиримость к иному взгляду на устройство мира приводит к тому, что возникает желание уничтожить другого человека. Война, запущенная сто лет назад, длится до сих пор.
«Страсти по Бумбарашу» разворачиваются здесь и сейчас, в каждом из нас. Этот спектакль – еще и возможность взглянуть на себя, как в зеркало. Может быть, еще не поздно включить инстинкт самосохранения и самосохраниться», – отмечает Владимир Машков.
И при всем драматизме самой истории песни и танцы не дают зрителю погрузиться в уныние, все два часа спектакль смотрится настолько легко, что финал оказывается довольно неожиданным. На что точно никак не рассчитываешь, даже если знаешь сюжет, так это на трагический исход. Но режиссер добавляет всего один штрих, благодаря которому отпускает зрителя не с тяжелым сердцем, а с легкой улыбкой на лице.
В постановке много тонких и «вкусных» деталей, которые невозможно описать, но ясно одно – все сделано в лучших традициях театральной школы. Видимо, поэтому так не хочется отпускать артистов, и они кланяются и буквально купаются в честно заслуженных овациях. Словом, на бис!
Премьера спектакля состоится 10 и 11 июня.
Подробнее в сюжете: Театр