Если в Кыргызстане началось лето, это значит, начался и сезон кумысолечения. Вообще, этот напиток можно найти в любой части Кыргызстана. Но многие ценители кумыса почему-то приезжают именно в долину Жыргалан. А это без малого почти 500 километров от столицы. В советские годы поселок Жыргалан славился своими шахтами и высококалорийным углем. С распадом СССР дотации и работа закончились. Из 5 тысяч местных жителей осталось меньше половины. И они бы уехали, если бы в их деревне не поселилась семья Ибаковых. Муж с женой приехали кататься на лыжах по диким трассам. В итоге остались развивать в регионе туризм через кумысолечение.
Название поселка «Жыргалан» с его историей совершенно не вяжется. «Жыргал» с кыргызского переводится как удовольствие (кайф, если на сленге), «ан» – яма. И когда туристы спрашивают, как переводится название, местные отвечают: «Долина удовольствия»! На что один восхищенный турист однажды возразил: «Нет, это кайфовая яма»! В радиусе 300 километров тут нет ни одного промышленного объекта – только горы, ели и свежий воздух. Семья Ибаковых переехала сюда из столицы в 2014 году. Заброшенные и развалившиеся дома не сильно смутили.
«Я была, конечно, в ужасе, потому что это был полнейший развал. Все уезжали отсюда. Прямо разбирали своим дома до фундамента, увозили стройматериал, дома стоили в пределах 5-7 тысяч сомов. Но была прекрасная природа, которая до сих пор здесь и которую мы пытаемся сохранить. А сейчас дома стоят около двух миллионов сомов. Наш приезд, я думаю, сильно затормозил отъезд людей. Наоборот, стали приезжать старые жители, восстанавливать документы. Так что все еще впереди», – говорит хозяйка гостевого дома Гульмира Ибакова.
Почти каждый день здесь после обеда идут дожди. За годы выпадает семь метров осадков. Именно это и стало главным преимуществом перед другими местностями, где развивают кумысолечение. Например, в Чуйской области или на Суусамыре трава быстро сгорает из-за сильной жары. Поэтому в большинстве кумысолечебниц страны попить парное кобылье молоко можно от силы 3-4 недели. А в Жыргалан можно спокойно приехать на очищение организма в любое время лета, до начала осени. Кстати, то, что она наступает, люди замечают только по березам, потому что они начинают желтеть. Снег в Жыргалане ложится на зеленую траву.
«В начале у нас было вообще две кобылы. Потом мы увеличили [табун], потому что появился спрос. Они был просто для нас, для нашей семьи. А потом добавили еще, потом нашли партнера, который занимается именно лошадьми. Пик туристический был у нас в 2018 – 2019 году, до пандемии. Людей было так много, что я ходила по соседям, стучалась и спрашивала: «Кровать есть? Запускайте». Да, сейчас, кроме нас, тут открылось еще два гостевых мини-дома, но, когда туристов много, этого не хватает», – рассказывает Гульмира Ибакова.
Не проходит и пяти минут после дойки, как парное молоко оказывается в организме отдыхающего. Первый прием – в 8 утра, вместо завтрака. И этот ритуал повторяется пять раз в день с интервалом в два часа. Отдыхающим советуют во время питья молока отказаться от еды, то есть от обеда и завтрака. По идее, молоко кобылы по своему составу очень напоминает материнское молоко, то есть выпитых 200 граммов вполне достаточно, чтобы продержаться до следующего приема через два часа.
Остатки невыпитого молока отдаются на производство кумыса – национального напитка кыргызов. Он тоже полезный и часто подается к столу. Но, в отличие от парного молока, найти его в городе несложно. А когда едешь на джайлоо, лучше отдать предпочтение пище жеребят. И несмотря на то, что люди очищают организм приемом вовсе не кумыса, процесс называется кумысолечением.
«Я страдал аллергией, потом просто начал пить это молоко. Год, два. И сейчас я вообще забыл, что такое аллергия. Мы поняли, что это идет чистка печени. Печень отвечает за «иммунку». Повышается иммунитет, и тогда человек не страдает аллергией и другими болезнями. То есть мы не говорим, что молоко идет на борьбу с какой-то конкретной болезнью. Оно поднимает иммунитет, и он начинает бороться. Поэтому среди наших друзей и гостей, которые приезжают сюда, никто в серьезной форме не болел ковидом», – говорит Эмиль Ибаков.
Так жыргаланцы сегодня вместе с Ибаковыми занимаются приемом туристов, организуют для них не только кумысолечение, но и турпоходы. У соседки Ибаковых, Назиры, в сарае хранятся велосипеды, которые можно взять в аренду. Есть специальные маршруты, отведенные именно для прохождения на этом транспорте. Вообще, местные жители шутят: в какую стороны ни пойти, тут везде есть на что посмотреть – от местного «Ниагарского водопада» до легендарных каменных находок, символизирующих наличие тут духа самого Манаса. А главное, после пандемии стали приезжать и первые иностранные туристы.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет