Сегодня исполняется 90 лет со дня создания крупнейшего кукольного театра в мире – Государственного академического Центрального театра кукол имени С.В. Образцова в Москве (ГАЦТК). Он был создан 16 сентября 1931 года.
В те времена, да и много позже считалось, что кукольное шоу – это ярмарочное развлечение, низкий жанр, по сути – балаган. Как же получилось, что Театр Образцова стал настоящим культурным явлением, чем-то вроде интеллигентской оппозиции под двойным крылом – Министерства культуры и Министерства просвещения?
Самый первый коллектив театра, тогда еще бродячего, без собственного помещения, состоял всего из 12 человек. Вместо полноценной сцены артисты-кукольники использовали переносную ширму, которую ставили где придется: в школах и домах культуры, в парках, на улицах, на производствах и в пионерских лагерях – везде, где находились благодарные зрители.
Руководитель театра, актер Сергей Образцов, выпускник Высшей художественно-театральной мастерской выбрал свой путь еще в юности. Его так очаровала идея оживающих игрушек, что уже в подростковом возрасте он вместе с приятелем стал изготавливать на продажу авторских кукол, надевающихся на руку.
С начала 20-х годов Сергей Образцов выступал в качестве эстрадного артиста со сценками в комедийном стиле кукольных романсов. Те, кто впоследствии видел в театре или на телевидении его «Необыкновенный концерт», хорошо представляет, как невероятно смешно все это выглядит.
После окончания учебного заведения молодой актер был принят на службу во МХАТ. Он работал у самого Немировича-Данченко, но юношеского увлечения куклами не оставил.
Сергей Образцов впервые попытался перенести на кукольный театр принципы великого Станиславского, требуя от актеров-кукольников доселе невероятного: чтобы куклы в их руках ожили и стали плакать и смеяться, ревновать и строить интриги, живя настоящей жизнью с ее страстями и радостями.
Каждый год в репертуар театра добавлялось несколько спектаклей – от агитационного «Джим и Доллар» до озорной карнавальной сказки. Так, в репертуаре 1930-х годов были спектакли «Волшебная калоша», «Кот в сапогах», «Конек-Горбунок» и «Терем-теремок». А спектакль «По щучьему велению», для которого была придумана уникальная конструкция круглой ширмы, идет на сцене до сих пор.
Искусствоведы называют спектакль «По щучьему велению» главным кукольным спектаклем ХХ века. При его создании Сергей Образцов использовал исследования Всеволода Мейерхольда в области итальянского народного театра, где выразительность телодвижения, позы и жесты играют важную роль в создании спектакля. Свежие мейерхольдовские идеи были применены на кукольной сцене так же, как до того заповеди Станиславского.
За несколько лет Театр Образцова стал настолько популярным, что в 1937 году правительство решило предоставить в распоряжение труппы помещение в самом центре Москвы на площади Маяковского, где театр кукол ставил свои удивительные спектакли целых 33 года. Там же началось создание уникального музея кукол и коллекции специальной литературы о куклах и кукольных театрах мира.
В Театре Образцова с самого начала шел широкомасштабный эксперимент со стилистикой спектаклей. В них ярко проявлялись то символизм, то традиции авангарда, то жесткое пародирование шаржированных образов.
Кукловоды – невероятно талантливые актеры – получили большую свободу эксперимента. Они на ходу учились не просто работать с куклами, но и вступать с ними в диалог. Играть, используя на кукольной сцене все то, что дали миру лучшие сценические школы, и – обогащать театральное искусство собственными открытиями.
Что только не ставили на сцене Театра Образцова – и водевиль, и буффонаду, и комедию, и пародию, и даже драму. Кукольные спектакли с необычной легкостью становились метафорой общества. И со всем этим спокойно уживалась народная, балаганная линия, которая не потерялась, а до сих пор успешно сосуществует с «высокими» театральными стилями.
В 1970 году театр переехал в новое здание на Садовом кольце. Это здание с уникальными часами на фасаде в народе прозвали «Домом на Самотеке». Его архитектурное решение стало эталоном для всех стационарных кукольных театров мира.
А тогда, в начале 1970-х, это было чудо из чудес. Ребятишек и даже взрослых как магнитом притягивали «волшебные» часы, которые каждый час показывали прямо под открытым небом целый кукольный спектакль. Под музыку вокруг циферблата поочередно открывались дверцы в домиках со сказочными персонажами. А дважды в сутки – в полдень и в полночь – на часах можно увидеть сразу всех героев сказок. Концепцию этих часов придумал лично Сергей Образцов, а выполнил целый коллектив архитекторов, скульпторов и часовщиков.
Есть в театре и настоящая сокровищница – Музей театральных кукол, один из крупнейших в мире. Создавая этот музей в фойе театра, Сергей Образцов хотел, чтобы зритель перед спектаклем прикоснулся к тайне и глубине культуры куклы, ощутил весь ее символизм. И еще острее пережил чудо преображения куклы в живой и чувствующий образ.
Мало того, в Театре Образцова происходит и обратное перевоплощение.
Зритель вдруг легко и органично ощущает себя куклой, узнает в тряпичных героях соседей, друзей, родственников. И – видя актеров-кукловодов – принимает мысль о том, что все в мире кем-то ведомы, все управляемы, всех дергают за невидимые ниточки. Причем это философское осмысление отражается в душе не горечью, а веселым облегчением от разоблачения приема, от открытого указания на него.
В 1992 году, после кончины Сергея Образцова, театр стал называться Государственный Академический Центральный театр кукол имени С.В.Образцова. В 1996 году в качестве режиссера-постановщика туда была приглашена Екатерина Образцова, внучка прежнего главы театра, которая поставила в театре 9 спектаклей.
В 2013 году, после целой череды руководителей и волнений в коллективе актеров, главным режиссером Театра Образцова стал Борис Константинов, один из самых ярких мастеров российского театра кукол.
Сегодня Театр Образцова – это место, где люди и куклы живут и работают вместе, каждый день рассказывая зрителям удивительные истории, находя все новые смыслы в произведениях классиков и создавая свои собственные неповторимые произведения, которые когда-нибудь войдут в учебники по искусству и художественной культуре.
Читайте также: