Февраль 1988-го. На площадях Еревана проходят многотысячные митинги. В роли ораторов выступают лидеры комитета «Карабах». С трибуны звучат требования не о суверенитете, а о воссоединении с Арменией Нагорно-Карабахской автономной области, почти на 80% населенной армянами. Митинги проходят и в Степанакерте. 20 февраля Совет народных депутатов Нагорного Карабаха принимает решение обратиться к Верховным Советам Азербайджанской ССР и Армянской ССР с просьбой передать область армянской республике. Была надежда решить вопрос в рамках идей свободы и гласности «перестройки».
«Руководители – особенно первого состава комитета «Карабах» – призывали не совмещать эти два понятия – борьбы за Карабах и борьбы за независимость Армении. Тогда еще очень многие опасались, что это приведет к тому, что центральная власть Советского Союза воспользуется этим обстоятельством и жестко пресечет все движение, вследствие чего будет нанесен вред движению за Карабах», – рассказывает политолог Виген Акопян.
Генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев и Политбюро отвергают идею передачи Нагорного Карабаха Армении. Союзный центр готовится принять меры по подавлению национального движения в республике. Это приводит к эффекту «снежного кома»: митингующих становится больше, начинаются забастовки на предприятиях и в учебных заведениях.
«Чтобы подавить движение, Союзный Центр ввел в Ереване комендантский час, на улицах были войска. Здесь, на Театральной площади, ныне – Свободы стояли бронетранспортеры. Союзные власти также стали контролировать освещение тех событий: в центральной прессе публиковались предвзятые статьи с критикой. И все это, естественно, изменило отношение людей к советской власти», – вспоминает историк Микаел Яланузян.
В период зарождения независимости Армению постигает страшная трагедия – Спитакское землетрясение. 7 декабря 1988 года в 11 часов 41 минуту север страны превращается в руины. Сила подземных толчков доходит до 10 баллов. Разрушены четыре города и 350 сел. Погибло 25 тысяч человек, больше полумиллиона остаются на улице. Эфирный инженер армянского филиала телерадиокомпании «Мир» Гегам Аракелян тогда работал в Гостелерадио. Вместе с друзьями, как и большинство армян, поехал на помощь.
«Больше всего потрясло, когда увидели горы гробов на улицах, дорогах, во дворах. Мы искали выживших. В одном разрушенном здании нашли девочку 5-6 лет, она дрожала и тихо сопела. Панельные плиты зависли над ней в нескольких сантиметрах. Осторожно расчистили вокруг, прицепили тросами плиты к подъемному крану и подняли. Слава Богу, удалось спасти», – вспоминает доброволец-ликвидатор последствий Спитакского землетрясения, сотрудник МТРК «Мир» Гегам Аракелян.
Землетрясение уничтожило 40% промышленного потенциала Армении. Треть территории республики фактически осталась без инфраструктуры: школ, больниц, детских садов. Было принято решение остановить Мецаморскую АЭС – станция находилась в 100 километрах от эпицентра. В республике сильнее ощущают дефицит товаров и продуктов питания. Уровень жизни падает. На этом фоне все чаще поднимается вопрос Карабаха, но Москва не реагирует. Тогда начинают звучать призывы к независимости.
В республике к власти приходит «Армянское общенациональное движение». 23 августа 1990 года Верховный Совет Армянской ССР принимает Декларацию о независимости. Армения отказывается участвовать во всесоюзном референдуме и 21 сентября 1991-го проводит свой плебисцит. 99% армян выбирают выход из СССР. Спустя месяц в Армении проходят первые выборы президента, на которых побеждает один из лидеров комитета «Карабах» Левон Тер-Петросян.
В начале 1990 года в Армении и Нагорном Карабахе вводится чрезвычайное положение. Начинаются вооруженные столкновения с азербайджанским ОМОНом и внутренними войсками. Происходят артиллерийские обстрелы приграничных с Азербайджаном областей Армении. Уже в начале 1992 года в Нагорном Карабахе разворачивается полномасштабная война. Тогда же в Армении начинают формироваться национальные Вооруженные силы. Власти понимают – эффективно защитить страну может только регулярная армия.
«Армения успела быстрее перейти именно от самоорганизовывающихся полупартизанских отрядов к созданию регулярной армии. Второе – большую роль в этом сыграли кадры Советской армии, то есть, армяне, которые служили в Советской армии, высший офицерский состав, генералы, которые перешли на службу в новую, только что созданную армию Республики Армения», – рассказывает военный эксперт, координатор сайта Razm.info Карен Вртанесян.
Вооруженный конфликт приводит к транспортной блокаде Армении. У республики остается два сухопутных коридора для связи с внешним миром – дорога в Иран и единственная дорога, связывающая Армению с Россией – через Грузию. Начинается энергетический кризис. Газопровод, по которому шло 90% топлива, перекрыт. Из-за конфликтов Грузии с Южной Осетией в Армению перестают поступать уголь и мазут. Останавливаются электростанции, люди остаются без света, горячей воды, телефонной связи. Практически останавливается транспорт. Чтобы обогревать дома зимой и готовить еду, люди вырубают деревья не только в лесах, но и в парках, скверах, во дворах. Из Ирана везут свечи, сухой спирт и примусы. Останавливаются тысячи предприятий. В их числе такие гиганты, как «Наирит» и Кироваканский химический комбинат. Без работы остается почти половина населения. Начинается массовая эмиграция: из страны уезжает почти миллион человек.
«В конце 1992 года ввели талоны на хлеб: в день 200 г на человека. Перед магазинами выстраивались длинные очереди. Мясо, яйца, молочные продукты были большой редкостью. Электричество давали 1 час в сутки, вода была по графику. Особенно тяжело было зимой, когда надо было отапливать дома. В нашей области много лесов, это и помогло нам выжить: дровами отапливали печки-буржуйки и готовили пищу, ягодами, плодами кормились», – вспоминает бывший прокурор и судья Нуне Погосян.
В условиях войны и транспортной блокады Армения продолжает строить независимое государство. Утверждает флаг, гимн и герб. В 1993 году возрождается банковская система. В республике появляется национальная валюта – драм. Под таким названием в XI веке были выпущены первые монеты Киликийского армянского царства. Новые деньги начинают менять на оставшиеся у людей советские банкноты – 1 драм на 200 рублей. Инфляция в стране достигает 4000%.
«Люди имели большие суммы денег, и все это просто обнулилось, ничего не осталось. Вот этот подход привел к тому, что население стало еще беднее: 55% – уровень бедности. ВВП на душу населения составлял 89 долларов», – рассказывает кандидат экономических наук, доцент Ашот Тевикян.
В октябре 1994 года людям начали раздавать приватизационные сертификаты, или как их называли в народе – ваучеры. Номинал – 10 тысяч драмов. По курсу тех лет это примерно 33 доллара. Через полгода цена упала до 7.
«Работникам фабрик и заводов выдавали ваучеры, но к тому времени большинство предприятий уже не работали, и дельцы по дешевке скупали ваучеры, становясь собственниками. Началась эмиграция, многие за копейки продавали имущество, были случаи, когда отдавали квартиры за билет на самолет», – вспоминает бывший прокурор и судья Нуне Погосян.
По дешевке были скуплены более 4 тысяч предприятий. По цене металлолома за рубеж вывозили станки и оборудование заводов. Автор экономических реформ тех лет, тогдашний премьер-министр, однако, считает, что эффект от приватизации был положительный.
«Да, когда приватизируешь 15 предприятий, ты заранее знаешь, что 5 из них точно не будут работать. Но в тоже время знаешь, что в тех других предприятиях, где есть возможность работать, где не зависят от внешних факторов, там эффективность повысится, там собственник не даст красть», – рассказывает премьер-министр Республики Армения 1993-1996 гг., доктор экономических наук Грант Багратян.
К 1995-му ситуация постепенно стабилизируется. Армения вновь запускает атомную электростанцию. Энергетический кризис отступает. После приватизации в республике появляется 350 тысяч фермерских хозяйств. Проводятся экономические реформы, начинает развиваться частный бизнес.
«Если у вас свободный рыночный курс, то у вас нет теневой экономики. Или же приватизация земли – она сразу дала в растениеводстве 50% прироста продукции. Армянские реформы считаются лучшими на постсоциалистическом пространстве, лучше, чем в Чехии», – рассказывает премьер-министр Республики Армения 1993-1996 гг., доктор экономических наук Грант Багратян.
В конце 90-х увеличивается приток иностранного капитала. Люди начинают брать кредиты на развитие бизнеса. Созданный армянской диаспорой фонд «Айастан» выделяет деньги на строительство дорог, школ, детсадов и больниц.
В 1998 году в стране наступает политический кризис. Президент Левон Тер-Петросян предлагает урегулировать Карабахский конфликт и передать Азербайджану ряд территорий. Премьер, министр обороны и глава МВД выступают против. 3 февраля Тер-Петросян подает в отставку. В стране проходят досрочные выборы. Во втором туре с результатом в 60% побеждает премьер-министр Роберт Кочарян. Спустя год – новый политический кризис. Вооруженные люди врываются в здание парламента и расстреливают из автоматов 8 человек. Среди погибших – спикер парламента Карен Демчирян и премьер-министр Вазген Саркисян. Еще 50 человек – депутаты, министры и журналисты – оказываются в заложниках. Главарь террористов – Наири Унанян, бывший журналист. Остальные члены группировки – его родственники и близкие друзья. Нападавшие объявили, что устраивают государственный переворот, однако на следующий день сдались силовикам. Почти всех приговорили к пожизненному заключению.
Президент Роберт Кочарян запускает масштабный процесс развития страны. Начинается массовое строительство, каждый год появляется до 30 тысяч новых рабочих мест. В два раза повышаются зарплаты. Армения восстанавливает легкую промышленность и сельское хозяйство. К началу нулевых инфляция сокращается до 3%. Каждый год ВВП увеличивается больше чем на 10%.
«В отдельные годы достигал 14% – это очень высокий показатель. Он был самым высоким показателем среди стран СНГ. Более того, по экономическому росту он занимал ведущую позицию не только среди стран СНГ, но и стран Восточной Европы», – рассказывает кандидат экономических наук, доцент Ашот Тевикян.
Горнодобывающая промышленность становится одним из «локомотивов» экономики. В стране растут темпы и объемы добычи меди, молибдена, цинка, мрамора, туфа, травертина, базальта. В Россию, Китай, Канаду и страны Европы идут рудные концентраты и металлы. Бюджет страны по сравнению с началом 90-х увеличился в 8 раз. Растут иностранные инвестиции.
«Отношение инвестиций к ВВП достигло уровня 24%. Это хороший показатель. Ну, соответственно, росли и прямые инвестиции, те, которые шли прямо в производство», – рассказывает кандидат экономических наук, доцент Ашот Тевикян.
Стремительно развивающуюся экономику Армении Всемирный банк называет «Кавказским тигром». С 1998 по 2008 годы было отремонтировано и построено почти 3 тысячи километров автодорог, 118 мостов, 20 тоннелей, 100 гостиниц, одна из визитных карточек центра Еревана – «Северный проспект». Была капитально отремонтирована и переоборудована канатная дорога и проложены горнолыжные трассы в курорте Цахкадзор. Также были построены новая взлетная полоса и терминал аэропорта «Звартноц». В «зоне бедствия» Спитакского землетрясения построили 3700 квартир, десятки школ, больниц и поликлиник.
В 2008 году президентом Армении становится Серж Саргсян. В экономике основной упор страна делает на сельское хозяйство. Семена, удобрения и топливо фермерам отпускают по ценам в два раза ниже рыночных. Аграриям также выдают льготные кредиты и субсидии. В стране строится доступное жилье и внедряется система льготного кредитования. Ипотека для молодых семей под 9% и кредиты для студентов-платников под 10%. В 2014 году Армения подписывает Договор о вступлении в Евразийский экономический союз. С января 2015-го страна становится полноправным членом ЕАЭС, который обеспечивает беспошлинную торговлю на 180-миллионом рынке. За 6 лет членства в ЕАЭС Армения экспортировала товаров на 4 миллиарда долларов.
«Для экономики Армении, имеющей очень ограниченный внутренний рынок, возможности экспорта готовой продукции становятся главными для своего экономического развития. Потому что добавленная стоимость, которая остается внутри страны, способствует росту экономического благосостояния и улучшения экономических показателей», – говорит координатор Евразийского экспертного клуба Арам Сафарян.
Независимая Армения становится и страной высоких технологий. Доля отрасли в ВВП республики составляет 4%. В Гюмри и Ванадзоре созданы крупные технопарки, в Ереване и областях действует программа «АрМат», по которой школьники изучают робототехнику и программирование. В столице работает уникальный Центр креативных технологий «ТУМО», в котором бесплатно учатся тысячи подростков. Свои филиалы «Тумо» уже открыл в Париже, Москве и Бейруте.
«У нас более тысячи IT-компаний с годовым оборотом около миллиарда долларов. В секторе высоких технологий работают свыше 25 тысяч специалистов. В регионе Армения – лидер сферы высоких технологий. Ряд наших компаний входят в двадцатку лучших во всем мире. В Армении также решаются задачи в таких направлениях, как «большие данные» и «искусственный интеллект», – рассказывает директор фонда «Инкубатор предприятий» Баграт Енгибарян.
Образование в Армении – не просто сфера, а национальный проект. Еще в начале нулевых в Ереване открыли Академию шахмат, куда принимали детей с 4-х лет. А с 2011-го шахматы вошли в обязательную школьную программу. Как результат – десятки медалей с чемпионатов Европы и мира, а мужская сборная – трехкратный победитель Всемирной шахматной олимпиады.
«В 2006 году наша первая победа на шахматной Олимпиаде стала большим достижением. В Турин сборная отправилась очень сильной, весь турнир прошла уверенно. Победа в Олимпиаде 2008-го в Дрездене закрепила за Арменией статус сильнейшей в мире. Мы переподтвердили это в 2012 году в Стамбуле, в третий раз выиграв шахматную Олимпиаду», – говорит первый вице-президент Федерации шахмат Армении, гроссмейстер Смбат Лпутян.
В стране возрождается и культурная жизнь. В 2004-ом впервые проводится Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос». Он стал одной из визитных карточек страны. В разные годы киносмотр посетили звезды мирового кинематографа: Тонино Гуэрра, Настасья Кински, Орнелла Мути, Аббас Кяростами, Клаудия Кардинале. Тем более что посмотреть в стране есть на что. Это фестивали вина и толмы, музыкальные, театральные конкурсы, панармянские игры.
В 2018-ом в стране снова наступил политический кризис – так называемая «бархатная революция». После поправок в Конституцию Армения становится парламентской республикой.
Президент Серж Саргсян обещал не возглавлять страну, но снова приходит к власти в качестве премьер-министра. Оппозиция во главе с депутатом Николом Пашиняном выходит на улицы. В этом же году он становится премьером.
Армения сегодня предстает миру как страна с древней историей и культурой. Живописной горной природой и гостеприимством. Сегодня туризм – это 15% ВВП республики. Главные направления – озеро Севан, горнолыжные трассы Цахкадзора, леса и целебные воды Дилиджана и Джермука, горные виды и монастырь Татев, где проложена самая длинная в мире канатная дорога. Активно развивается и экстремальный туризм: виндсерфинг, рафтинг, альпинизм, роупджампинг.
«Примерно 40% наших туристов – это туристы из России. Конечно, упрощенный въезд российских туристов сделал возможным такие большие туристические наплывы», – рассказывает координатор Евразийского экспертного клуба Арам Сафарян.
За 30 лет Армения прошла через многое: тяжелейшие 90-ые, внутриполитические кризисы, возрождение экономической, политической и культурной жизни. Сегодняшние цели страны – это стремление жить в безопасности, развивать экономику, науку и образование, укреплять связи с международными партнерами.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет
Читайте также: