Мастер перевоплощений. Сегодня народному артисту СССР Евгению Евстигнееву исполнилось бы 95 лет. Достаточно увидеть только одну его роль, чтобы запомнить навсегда. В творческом списке почти 150 ролей: и главных, и эпизодических, но ни одной проходной. Киноленты с участием Евстигнеева и сегодня вызывают восторг, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Нахид Бабаев.
- Кто здесь?
– Мы.
– Девочки? Очень хорошо. И мальчики? Отлично. Что же вы здесь делаете?
– В картишки дуемся.
Вредный начальник детского лагеря товарищ Дынин. Именно эта роль в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» принесла Евгению Евстигнееву всесоюзную славу.
«Ты лучше посмотри, что у тебя в отряде творится. У всех привес, а у тебя третий отряд на месте топчется. С чем приехали, с чем и уехали».
Родился Евстигнеев в Нижнем Новгороде в очень простой семье. Отец и мать трудились на заводе. Туда после школы пришел и Женя. Днем он стоял у станка, а по вечерам в составе небольшого оркестра играл джаз в фойе местного кинотеатра. На одном из таких концертов его случайно услышал директор театрального училища и пригласил учиться на актера.
«Евстигнеев как раз из той породы людей – ему не нужна ни школа Станиславского, ни Чехова, они такие, какие они есть, и в этом гениальность. Этот человек был очень музыкален, он умел играть на барабанах. Его виртуозность владения барабанными палочками видна в фильме «Мы из джаза», где он играет вилками на столе», – отметила кинокритик Наталия Примакова.
Плейшнер в «Семнадцати мгновениях весны», Алексей Беглов в «Зимнем вечере в Гаграх», Александр Корейко в «Золотом теленке». В каждой роли он неповторим. Меняется все: взгляд, походка, жесты, интонации, голос. О Евстигнееве говорили – ему по силам сыграть любого персонажа. Он умел перевоплощаться и в интеллигентов, и коварных авантюристов.
«Он везде всегда живой. Абсолютно разный. Это сказка, а не артист. Учиться всем надо на нем», – считает советский и российский актер Юрий Назаров.
Когда Евстигнееву прислали сценарий «Собачьего сердца», он отнесся к этому прохладно. Жена Ирина как могла, убеждала: профессор Преображенский – его роль.
«Апофеоз его карьеры – профессор Преображенский в «Собачьем сердце», где он сыграл абсолютно утонченного интеллигента, который очень метко подмечал действительность нашей жизни. И эти цитаты тогда разошлись в народ», – подчеркнула Наталия Примакова.
Он снялся почти в 150 кинолентах. Также сыграл множество ролей на сцене, в том числе в Московском театре «Современник» и МХАТе. В 1990-х в театре Антона Чехова режиссер Леонид Трушкин ставил «Вишневый сад», в котором главную роль сыграл Евстигнеев.
«Великая пьеса, сыгранная великим Евстигнеевым. Он, конечно, был то, что сейчас принято называть суперзвездой. Великий артист. Он удивлял каждую репетицию», –вспоминает Леонид Трушкин.
К концу 1980-х годов артист пережил два инфаркта. Ему все трудней было выходить на сцену, исполнять новые роли. Несмотря на это, остановиться и поберечь себя Евстигнеев не собирался. Актер должен выходить и отдавать себя, говорил своим студентам Евгений Александрович.
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания