В России на сегодняшний день проживает около двух миллионов армян. А вот русских в Армении гораздо меньше – всего около 15 тысяч человек. Но и те, и другие постоянно живут на два дома и укрепляют связи между нашими странами – экономические, культурные и духовные. Причем связи эти уходят глубоко в прошлое, на много веков назад. О том, как первые русские поселились в Армении и как их потомки живут в ней сегодня, пропитанные местной культурой, но сохранившие национальные традиции – расскажем в этой статье.
Жизнь провинциального городка Степанаван ничем не отличается от сотен других. Работа, дом, досуг у телевизора, а наутро снова – работа, семья и нехитрый досуг. Учительница на пенсии Любовь Бондарева 11 лет назад нашла единомышленников среди таких же, как она, русских женщин и организовала в Степанаване ансамбль художественной самодеятельности «Рябинушки». Когда-то в их родных семьях песня звучала в домах всегда – и на праздники, и в дни печали. Но современная жизнь совсем другая, прежней размеренности нет, постоянная спешка вытеснила русскую песню. Мириться с этим участницы «Рябинушки» не захотели и по несколько раз в неделю стали репетировать и готовить репертуар, состоящий из народных и эстрадных русских песен.
Средств на аренду зала для репетиций у «Рябинушек» пока нет, они репетируют в собственных домах. С трудом находят спонсоров, лишь однажды меценат профинансировал пошив концертных костюмов. Бывшие учителя, техники и инженеры и представить не могли, что они станут популярными и признанными артистами. О необычном ансамбле узнали и в Ереване, а Общественное Радио Армении решило преподнести подарок «Рябинушкам» и записать в профессиональной студии весь репертуар, чтобы русские песни навсегда остались в Золотом фонде страны.
«Мы дали первый концерт в Год учителя. После того, как мы спели, всем очень понравилось, и мы решили развиваться дальше. Сшили костюмы, были приглашены на фестиваль в Дом Москвы в Ереване и там завоевали гран-при, и после этого пели все лучше и лучше. Коллектив очень хороший, люди умные, интересные, с юмором, поэтому работать с ними – одно удовольствие», – говорит руководитель ансамбля художественной самодеятельности «Рябинушки» Любовь Бондарева.
Евдокия Алексютина-Гомоненко – самая старшая в коллективе. За плечами нелегкая судьба: ребенком на родной Брянщине с трудом спаслась от расправы фашистов. Семья скрывалась несколько месяцев в лесах. Потом где только не работала: и в шахте, и в почтовых отделениях. Евдокии Александровне – 81, но она предпочитает переставлять цифры местами, говорит – это русская песня ее омолаживает. Так что цифра 18 ей больше по душе.
«Я вам признаюсь, когда переехала в Воронеж, там я участвовала в ансамбле художественной самодеятельности, пока не вышла замуж и не уехала в Германию. Там тоже пела в самодеятельности. С юности у меня пошло так: я радуюсь, прихожу, поем, мне кажется, что у меня жизнь продолжается не старухой, а как будто молодой женщиной», – признается участница коллектива «Рябинушки» Евдокия Алексютина-Гомоненко.
На концертах «Рябинушек» всегда много зрителей, и не только представителей русской диаспоры. Послушать русские песни приходит много армян.
Степанаван, Кировакан, а ныне – Ванадзор – города в Лорийской области, где русских всегда было много. Первые поселения русских в Армении появились в 1804 году. Это были казаки, присланные для охраны границы между Российской и Османской империями. Куда бы ни приезжал жить русский человек, он в первую очередь строил храм. На месте каменной церкви в Ванадзоре когда-то стояла деревянная.
«Он был деревянный, во время русско-персидской войны персы сожгли деревянный храм и потом в 1893 году построили уже каменный, и освящен он был в честь Николая Чудотворца. А в 1993 году 21 сентября, в день рождения Богородицы, был освящен и назван в честь рождества Пресвятой Богородицы», – рассказывает прихожанка русской православной церкви Рождества Пресвятой Богородицы Альбина Горян.
В 1827 году крепость Эривань в результате похода русских была отвоевана у персов, такие крупные регионы Восточной Армении, как Эриванское и Нахичеванское ханства, были присоединены к России. Земли, которые присоединили к России, необходимо было заселить русскими, чтобы они с оружием защищали границу. В Лорийской области тогда даже образовались целые селения, населенные русскими – Саратовка, Привольное, Пушкино, Новосельцево. Жительница города Степанаван, руководитель ансамбля художественной самодеятельности «Рябинушки» Любовь Бондарева вспоминает рассказы бабушки:
«Бабушка рассказывала, как наши предки в начале XIX века на подводах приехали из Воронежской губернии в Армению. Люди обустраивались и создавали русские селения. Армения стала вторым домом. Уезжать русские стали после разрушительного Спитакского землетрясения 1988 года. Люди просто возвращались в края, откуда их предки переселились почти двести лет назад».
Примерно в 1830 году в Армении появились и первые молокане, которые перебрались из Тамбовской губернии. В России молокан преследовали как раскольников и отступников от православной веры. Они не почитают святых, не поклоняются кресту и иконам, не совершают крестного знамения. Пасху справляют, а вот Рождество – нет. В пост они пьют молоко, поэтому их и прозвали молоканами. Детей молокане не крестят, но приносят их в молельню, читают главу из Евангелия в присутствии ребенка и публично объявляют его имя. Подобной же церемонией освящается и брачный союз.
В советское время в Армении было около 30 молоканских сел, но сейчас сохранились два – Лермонтово и Фиолетово близ города Дилижан. Старообрядцы молокане считаются сектантами. Царица Екатерина II их не жаловала, поэтому и выслала из России. Однако в Армении они известны как очень добросовестные и трудолюбивые люди. Они не любят фотографироваться и снимать видео – это считается грехом, живут обособленной от внешнего мира жизнью. За два века армянские молокане не смешались с местным населением (браки заключаются только со «своими»), поэтому сохранили славянский тип – русые и голубоглазые. Курение и пьянство среди молокан осуждаются, негативно они относятся и к разводам. Благодаря трудолюбию семьи молокан живут в достатке, по особому рецепту квасят капусту и продают ее на местных рынках. А еще молокане обеспечивают свежим молоком все близлежащие города и села. Молоко для них – священный напиток, поэтому они никогда не разводят его водой и продают только качественный продукт.
Молокане живут в Армении почти два века. Свой край они называют родиной, но при этом свято хранят свои традиции, язык и обычаи. Армянские молокане остаются бесценным источником знаний о русской культуре начала XIX века.
Российский центр науки и культуры, а ныне просто – Русский дом в Ереване, объединяет всех русских людей и соотечественников России, которые проживают в Армении. Здесь совершенно бесплатно дети и взрослые обучаются русскому языку. Абитуриенты готовятся к поступлению в российские вузы. Каждый год правительство России выделяет около двухсот квотных мест для бесплатного обучения армянских юношей и девушек в лучших российских университетах. И этот проект тоже осуществляют сотрудники Русского дома.
В Армении действуют десять организаций соотечественников. Эти люди – армяне по национальности, но получили русское образование, воспитаны на русской культуре. Они – завсегдатаи Русского дома. Им приятно вместе отмечать праздники по российскому календарю. Они ходят на концерты, выставки и театральные постановки российских деятелей искусств, которые приезжают с гастролями в Армению.
Вадим Фефилов в прошлом – военкор ведущих российских телеканалов, а ныне – глава Русского дома в Ереване. В Армении он живет всего полгода. Признается, поначалу были заниженные ожидания, но Ереван его покорил, а больше всего – люди, с которыми легко и интересно общаться. Как истинно русский человек, в Армении он продвигает богатую русскую культуру.
«Русский центр науки и культуры в Ереване, о котором я мечтаю, чтобы там проходили спектакли уровня московских театров, чтобы люди приходили на спектакли «Табакерки», наши модернистские театры, чтобы приезжали поэты наши известные, принимали топовых людей, которые интересны россиянам. Я бы с гордостью представил Захара Прилепина, Пелевина, Сорокина, знаковых блогеров – полный зал будет. Вот тогда это будет походить на Русский дом в Ереване», – делится руководитель Русского дома (Россотрудничества) в Ереване Вадим Фефилов.
В Армении на сегодняшний день живет небольшая русская диаспора – около 15 тысяч человек. А вот в России проживает около двух миллионов армян. Эти люди постоянно живут на две страны и укрепляют связи между Арменией и Россией.
Россия для Армении – партнер номер один в экономическом плане. Полторы тысячи компаний с российским капиталом работают в Армении. Одна из них – дочернее предприятие РЖД Южно-Кавказская железная дорога. Алексей Мельников назначен главой Армянских железных дорог сравнительно недавно. Будучи родом из Ростова-на-Дону, он полагал, что Северный Кавказ ненамного отличается от Южного. Но практика показала, что был неправ.
«Я приехал в феврале и, когда с осмотром объезжал всю дорогу – от Айрума, от границы с Грузией, заканчивая Зодом, – поразился, насколько разной может быть Армения, начиная от мест, где еще лежит снег, и заканчивая местами, где вовсю цветут цветы. Мне очень нравится в Армении семейственность, семья в Армении – не просто слово, на самом деле – культ, и мне это очень нравится», – говорит генеральный директор Южно-Кавказской железной дороги Алексей Мельников.
Армения для русских быстро становится вторым домом, где они чувствуют себя комфортно. Молятся в православных храмах, в одном только Ереване – две русские церкви. Работают в благоприятных экономических условиях. Поэтому постоянно растет число совместных армяно-российских компаний. И все больше русских не спешат покидать теплую солнечную Армению.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет
Читайте также: