80 лет назад – 21 ноября 1941 года – по льду Ладожского озера прошел обоз запряженных лошадей. А на следующий день в первый рейс отправилась уже автоколонна. Как по самому большому пресноводному озеру Европы наладили перевозку топлива, снарядов и главное продуктов в блокадный Ленинград – знает корреспондент телеканала «МИР 24» Артур Ломидзе.
На берегу Ладожского озера Андрей Разин – свидетель блокады. Вспоминает, как его отец – Леонид Георгиевич – спасал Ленинград от голода. Говорит, что строители «дороги жизни» часто собирались у них дома.
«Обычные мужики были, машин не было. Ездили на мотоциклах, но это были хорошие нормальные люди – война фильтровала», – рассказывает Разин.
На плечи Леонида Георгиевича, которому тогда был всего 31 год, легла огромная ответственность. Сентябрь и большую часть ноября Леонид Разин организовывал доставку продовольствия в Ленинград. Под вражеским огнем, в сложных погодных условиях приходилось использовать устаревшие суда. Даже когда на Ладоге начал формироваться лед, флотилия продолжала работу.
«21 ноября был зажат морской охотник в буквальном смысле, был раздавлен льдами. Было принято решение, что водные перевозки надо продолжать», – указывает кандидат исторических наук Сергей Морозов.
Перепады температуры уже не давали прохода кораблям, но и еще не позволяли выдвинуться машинам. Как только первый тонкий лед встал, по нему пошли разведчики. Друг Леонида Разина – Евгений Чуров – возглавил рискованную операцию.
«Иногда по льду было не пройти. Пришлось ему с тремя краснофлотцами, обвязавшись линями, ползти по льду – чтобы, если кто-то провалится потом, могли вытащить. К четырем часам дня он прошел в Коккорево», – рассказывает Сергей Морозов.
Небольшой отдых – и в обратный путь, с новостью: лед держит – можно идти. 21 ноября 350 саней, запряженных лошадьми, повторили их путь. Как только вернулись, пустили автоколонну. В рейс ушло 60 «полуторок». Так начла свою работу «дорога жизни».
30 километров ледовой трассы полны опасностей, вражеские снаряды сыпались на водителей – постоянные авианалеты и артобстрелы. Но главная опасность, конечно же, – лед Ладоги, в снегу легко не заметить полынью. Сегодня любой может ощутить себя героем-шофером легендарной «полуторки», сидя за рулем уникального интерактивного симулятора
Вслед за «полуторками» двинулись «трехтонники» и даже автобусы. Везли еду, снаряды, горючее, эвакуировали людей. Чтобы шоферы не сбились с пути, на протяжении всего маршрута стояли регулировщицы с флажками и фонариками в руках.
«Сколько этих белых ангелочков погибло от снайперских пуль... Потому что они выдавали себя флажками, фонариками», – отмечает заведующий филиалом центрального военно-морского музея «Дорога жизни» Виктор Березняцкий.
Ледовая «дорога жизни» действовала обе блокадные зимы.
Подробнее в сюжете: Страницы великой Победы