«Омикрон» обнаружен практически во всех российских регионах. Из-за роста заболеваемости местные власти вынуждены вводить новые ограничения. Как защитить себя от этой заразы и что делать при появлении симптомов заболевания, телеканалу «МИР 24» рассказал доктор медицинских наук, профессор, руководитель ковид-госпиталя при клинической больнице «РЖД – Медицина» им. Семашко Заур Шугушев.
- Как выглядят первые проявления «омикрона»?
- При этом говорят, что первый признак – боль в горле. Как часто он проявляется одним признаком?
Заур Шугушев: Это сильно зависит от иммунитета и исходного состояния здоровья. У многих он протекает по типу легкой ангины: болевые ощущения при глотании, першение в городе, вплоть до того, что у них нет повышения температуры. Это достаточно часто встречающийся вариант, и он у людей с достаточно хорошим исходным уровнем здоровья.
- Среди симптомов появилась ночная потливость. Какими вообще симптомами он может проявляться?
Заур Шугушев: Основные – он очень похож на сезонный грипп, на ОРВИ. Это потливость, ломота в теле, боли в костях, в мышцах. Иногда люди при болях в пояснице путают с проблемами с почками, думаю, что у них такие проблемы, а у них просто болят поясничные мышцы. Это першение в горле, по типу ангины может протекать – с отеком гортани.
Встречаются головные боли, резкое падение сил. На последнюю ступень выходит температура. Когда присоединяется температура, пациент чаще всего понимает, что заболел чем-то серьезным, если есть все эти симптомы.
- Без анализов невозможно понять, «омикрон» это или обычная простуда, ангина, грипп?
Заур Шугушев: Коронавирус и относится к семейству острых респираторно-вирусных инфекций, которые поражают человечество. Это просто очередная генерация – с другими штаммами.
- При первых простудных симптомах лучше сделать ПЦР?
Заур Шугушев: Первое – сделать ПЦР, но даже если пришел отрицательный ПЦР (известно, что «омикрон» стал еще лучше маскироваться не только от вакцинации, но и от способов диагностики), в любом случае, надо понимать, что первично, что вторично. Если вы заболели, даже если это не «омикрон», нужно ограничить свои социальные контакты, постараться самоизолироваться. Важно понимать, что первые симптомы и осложнения, которые могут потом появиться, надо думать не только о себе, но и об окружающих. Не факт, что люди, которым вы передадите это заболевание, так же легко его перенесут, как вы. Первичны самодисциплина и самоизоляция.
- Если появилась невысокая температура, которая держится, какие методы лечения есть или все только по назначению врача?
Заур Шугушев: Никаких серьезных препаратов без врача – ни противовоспалительных, ни антибиотиков, ни разжижающих кровь. Минздрав выпустил памятку, где четко все заболевшие делятся на три группы. Первая – вакцинированные и переболевшие больше шести месяцев назад, у которых нет якобы симптоматики. Люди, у которых есть ярко выраженная симптоматика, и пациенты, которые не переболели. Отдельно люди с факторами риска – возраст больше 60 лет, сахарный диабет, избыточная масса тела – все, о которых мы давно знаем. И там четко прописано, как себя вести, в каких ситуациях: когда можно обращаться за помощью к врачу, когда можно этого не делать.
- Скорую вызывать, когда уже за 38?
Заур Шугушев: Скорую нужно вызывать, если вы не вакцинированы, не переболели больше, чем шесть месяцев, и температура тела у вас более суток держится выше 38.
Если у вас затрудненное дыхание, частота дыхательных движений ближе к 25, если вы чувствуете резкую слабость и одышку в покое – вы лежите, и у вас ощущение, будто вы куда-то бежите, а также в случаях, если у вас подтвержден ПЦР и есть все факторы риска, в этом случае сразу надо обращаться за медицинской помощью. Будет это экстренная или лабораторная помощь – это решит врач, до которого вы сможете дозвониться.
- Причина быстрого распространения «омикрона» в том, что он быстрее развивается в организме?
Заур Шугушев: Более того, уже доказано, что в ближайшие часы после заражения человек может распространять «омикрон». Если он заразился утром, вечером он является активным распространителем «омикрона». Поэтому на сегодняшний момент он стал еще более контагиозным, чем предыдущий штамм – от 50 до 150% увеличилась возможность распространения этого штамма. Если посмотреть на то, как люди сейчас болеют, у меня ощущение, что не 150%, а уже на тысячи процентов идет. Это очень быстро распространяющийся штамм.
- Что делать, как защититься?
Заур Шугушев: С начала пандемии есть только одна серьезная мера профилактики – вакцинация давностью не более шести месяцев. Мы можем долго обсуждать, насколько она эффективна, но лучшего пока в мире никто не придумал, и социальная дистанция, меры личной гигиены – носить маски. Все. С изменением штаммов это никак не поменялось.
- Не должно уже оставаться сомнений по прививке.
Заур Шугушев: Я не знаю, что должно произойти, чтобы эти сомнения ушли. Как во время Второй мировой войны не было семей, которых не затронула бы эта трагедия. Так и сейчас нет семьи, которая так или иначе не пострадала напрямую от коронавируса. Что еще с нами должно произойти, чтобы мы пошли и привились, я не знаю.
Подробнее в сюжете: Гости эфира