В последнее время все большую популярность набирают коммерческие разработчики, открыто предлагающие шпионские программы для контроля супругов или детей. Об этом сообщает Коммерсантъ со ссылкой на исследование ESET. Корреспондент Mir24.tv выяснил у психологов, к каким последствиям может привести навязчивая слежка за своими родными и близкими.
По словам психолога, гипнотерапевта Ольги Сиверченко, многие родители сегодня на вопрос о моральной составляющей подобной слежки говорят, что безопасность их ребенка для них важнее. «Хотя стоит задуматься о том, что ребенок, который каждый день живет под давлением мысли о том, что у него полностью отсутствует личное пространство, вряд ли будет в безопасности в психологическом смысле. Пытаясь оградить своих детей от информации, которая сейчас стала доступна как никогда, простым запретом родители превращают эту информацию в запретный плод», – отмечает специалист.
«Нам нужно учиться жить в новой реальности и учить этому детей. Аналогичные приложения используют ревнивые супруги, чтобы следить за своими партнерами, начальники, чтобы следить за активностью своих подчиненных. То есть вопрос личных границ все больше размывается. Жизнь превращается в своеобразное реалити-шоу «за стеклом», когда в каждый момент времени кто-то может следить за твоей активностью», – говорит Ольга Сиверченко.
Психолог Ксения Аверс отмечает, что любое недоверие и слежка – это признак созависимых отношений. В такие отношения попадают люди без внутренней опоры или с нарушением психики, с травмами, полученными от предательства, оставления в одиночестве, беззащитности. Тогда люди стараются это компенсировать – через слежку у них возникает ощущение, что они все контролируют.
«На самом деле это потребность быть нужным, но любая слежка и любой контроль будут только усугублять состояние отсутствия внутренней опоры и усиливать созависимость. И чем больше человек контролирует, тем сложнее ему потом будет выйти в здоровые отношения. А созависимые отношения всегда заканчиваются скандалами и трагедиями», – говорит Ксения Аверс.
Ольга Сиверченко также советует задуматься еще об одном важном аспекте работы этих приложений. Они не зря получили название «сталкерских приложений». Никто не гарантирует, что данные из шпионских приложений не могут быть переданы третьим лицам или неправильно использованы. Например, такие приложения легко могут передавать данные электронных писем, записывать телефонные звонки. Таким образом, закон о защите персональных данных обходится данным приложением довольно легко.