Создавать национальную одежду Мадина Саральп начала еще в юности. Но тогда она и представить не могла, сколько секретов и глубокого смысла спрятано в платье черкешенки. Теперь уже известный на Кавказе художник-модельер признается: она до сих пор познает таинство костюма и открывает для себя что-то новое. Талант, природный вкус, знание истории помогают создавать художнице уникальные вещи, которые можно увидеть в музеях. Платья Мадины надевают на праздники, в них принимают гостей и выходят замуж.
В эпицентре кавказской свадьбы, как и положено по обычаям предков, – невеста. Самое главное для девушки во время торжественной церемонии чувствовать себя неотразимой, быть в центре событий. Тут на помощь приходит национальный костюм, говорит Мадина Саральп. Теперь такой модный и востребованный, возрожденный из далекой старины.
«Свадебный наряд всегда стоит особняком от исторического, этнографического, любого другого наряда. Ведь событие необыкновенное. Оно выпадает из ряда бытовых. Поэтому свадебный наряд всегда включал в себя полный комплект: ансамбль аксессуаров, лучших тканей и отделки. И каждая девушка готовилась к этому событию много лет. Сегодня существует традиция переодевания в свадебный костюм как готовность к какому-то особенному свадебному ритуалу, перехода женщины из одного состояния в другое, где она воплощение всего будущего рода, в который входит», – художник-модельер Мадина Саральп.
Ежедневно только в Кабардино-Балкарии играют более сотни свадеб. И почти каждая невеста выбирает себе платье в стиле этно. На пошив уходит до трех месяцев. А над изделием трудятся сразу несколько мастеров: художник, портной, швея и ювелир. Ставший традиционным в ХХ веке европейский костюм невесты теперь уходит в прошлое. Формируется тотальная мода на этнический костюм. Но от традиционного свадебного костюма черкешенки неизменным остался лишь силуэт, говорит Мадина Саральп. Декор, золотая или серебряная вышивка, орнамент, аксессуары, ткань и цвет платья. Выбор зависит от настроения и предпочтений девушки.
Как говорит Мадина Саральп, в начале прошлого века сформировался эталонный костюм. «На самом деле невозможно было остановить переход этого костюма. Это происходит через ткани, через декоративную отделку, через те элементы, которые у нас, возможно, фрагментарно потеряны, но при этом общее впечатление от костюма остается прежним. На сегодняшний день сформировался костюм, который нам напоминает национальный, но появилась и свадебная мода, которая транслирует этот костюм как форму. Но знаковость семиотическая, внутреннее наполнение костюма, к сожалению, ушли на второй план. И вот на фоне этой моды появился интерес глубокий у молодежи к тому, чем являлся национальный свадебный костюм в тот прежний период, который мы считаем эталонным», – говорит художник-модельер.
«И, конечно, мы видим здесь разницу. Разница в цвете, в ткани, в отделке, в семиотических знаках, которые нанесены как декоративные, на само платье. Свадебный наряд девушки в старину выглядел невероятно. Потому что вокруг этой девушки в момент свадебного торжества совершался необыкновенный ритуал. Это было торжество всей жизни. На ней были лучшие украшения: пояса, нагрудные застежки, необыкновенной красоты золотая вышивка. К платью относились особенно. Потому что готовность этого платья происходила не за два, не за три дня. Девушки подолгу готовили это платье со своими сестрами, близкими. При этом наряд был полностью рукотворным. Понятно, что каждая семья старалась для своей будущей невесты подобрать лучшие ткани, лучшую отделку, потому что это было проявление не только творчества, не только рукотворного мастерства этой девушки, но и отражало ее состояние, ее статус», – объясняет Мадина Саральп.
Мадине удалось отреставрировать старые платья, которые до сих пор хранились в кавказских семьях. Существовала традиция хранения этих костюмов. А отношение к свадебному платью было особенным. Считалось, что оно наполнено энергетикой семьи, поэтому их передавали от матери дочери.
«Во всем мире интерес к этностилю сформировался давно. А вот в нашей стране этот интерес возродился в начале 90-х. В частности, на Северном Кавказе молодежь предпочитает выходить замуж и жениться в национальном традиционном костюме. С одной стороны, нам кажется, что это модное явление, а с другой, у каждого этноса появляется способ идентифицировать себя через костюм. Потому что язык теряется, меняются условия жизни. Мне кажется, через переодевание в костюм в такой торжественный день каждый человек осознает свой род, свое племя, свое происхождение. Конечно, европейская свадебная традиция так или иначе повлияла на всю моду. Потому что существует Европа и все остальное. Но тем не менее у каждого этноса сформировался свой костюм и свое представление о том, как в современности он может дальше жить», – рассказывает художник-модельер Мадина Саральп.
У каждой девушки индивидуальный подход к созданию своего костюма. Это зависит от традиций семьи, от тех канонов, которые у нее сложились. И каждая девушка приходит со своим запросом, своей мечтой. Бывают удивительные заказы, бывают случаи, когда какой-то аксессуар, который достался девушке в семье по наследству, формирует весь образ. Это очень красивая традиция, когда ты соприкасаешься со своими предками именно через переодевание в национальный костюм, говорит мастер. И сейчас на Кавказе происходит ретроспективная репрезентация национального костюма. В этом есть особенный феномен.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет