13:40 01/03/2022

Музыка в моем пульсе: композитор Евгений Дога отмечает юбилей

МТРК «Мир»

В первый день весны юбилей отмечает известный молдавский и советский композитор Евгений Дога. Музыканту исполняется 85! Евгений Дога входит в сотню лучших композиторов ХХ века. В копилке маэстро музыка разных жанров: от сюит к балетным постановкам до романсов к кинофильмам. Музыка Доги украсила более двухсот кинолент. Безусловным хитом стал знаменитый «Вальс Цветов» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Даже 40 лет спустя под эту мелодию играют свадьбы, спектакли и выступают на мировых спортивных состязаниях. В свой день рождения Евгений Дога не прочь окунуться в прошлое и заглянуть в будущее.

В моем саду всегда весна…

Задумчивый и чем-то вдохновленный. Евгений Дмитриевич часто проводит время в зимнем саду, оборудованном у него дома. Здесь часто рождались первые наброски и идеи композитора. Маэстро Дога говорит, что цветы возвращают его в юность.

«Цветы приносят мне радость. Это символы жизни, как и солнце. Они вряд ли будут цвести во тьме или холоде. Цветы – это весна. А весна для меня возрождение. Как и новое сочинение – возрождение новых чувств», – философствует композитор.

Маэстро знает, каким цветам нужно больше солнца, а какие нуждаются в постоянном поливе. Говорит, растения хорошо чувствуют настроение хозяина.

«Когда долго отсутствую – они скучают и вянут. Цветами нужно заниматься. Жена здесь командует, но я тоже справляюсь. Я же крестьянский сын. Не родился в королевской семье с роялем и скрипкой в руках. Я родился с сапой, которая давала мне мозоли, вместо аплодисментов», – вспоминает маэстро.

Евгений Дога родился в молдавском селе Мокра. Учиться музыке там было негде. На всю деревню – всего один скрипач, рассказывает композитор. А он грезил музыкой. Евгений Дмитриевич помнит, как сам собрал радио: ловил волну и жадно охотился за каждой нотой.

Крестьянский сын

За свой творческий успех маэстро благодарит маму, которая отвезла его в Кишинев. В столице юный Евгений поступил в музыкальное училище по классу виолончели.

«Мама мудрый человек. Она пожертвовала всем, чем могла. Даже своими скромными возможностями, чтобы все-таки отправить меня в Кишинев учиться. Это было непросто, но она это сделала», – вспоминает маэстро.

Евгений Дмитриевич говорит, что односельчане отнеслись к такому поступку неодобрительно. Тогда все мальчишки мечтали стать агрономами или механиками, а музыку считали не более чем развлечением на свадьбах.

Фото из личного архива композитора

«Быть музыкантом означало быть бедным. Потому что во все времена музыканты нищими были. Мама думала, что скажет людям? А они спрашивали, где я учусь. Когда мама отвечала – музыкант, качали головой: «Ой, бедная»!» – рассказывает композитор.

Пересуды соседей Евгения Догу не останавливали. Он шел к своей мечте, после училища поступил в консерваторию по классу виолончели. Говорит, знал, что станет знаменитым.

«Это было развитие той энергетики, которая заложена природой. Интуитивно у меня было ощущение, что во мне эта энергетика есть. Я знал, что смогу. Не все получают удовольствие от того, что делают, а я получал!» – вспоминает маэстро.

Он не отчаялся даже тогда, когда пришлось оставить любимый инструмент. Из-за постоянных репетиций на виолончели руку сковал паралич. Но и после травмы маэстро не остановился. Он второй раз поступил в консерваторию, но уже на композиторский курс.

«Я хотел быть замеченным и делал для этого абсолютно все, что от меня зависело. А что от меня зависело? Труд! Если я играл на виолончели по 12 часов до крови на пальцах. Это бесследно? На этом должно было все закончиться? Ничего подобного! И оно не закончилось», – объясняет маэстро.

Кино

В доме маэстро есть маленькая комната, своего рода творческая мастерская. Шкафы здесь забиты нотами, так что дверцы не закрываются. Все наброски композитор бережет. Из многих отрывков на нотной бумаге не раз рождались шедевры.

«Я не могу работать в больших пространствах, я ищу пространства, где абсолютно все под рукой. Так чтобы меня не беспокоили. Видите, что там на рояле? Ноты и ручка, я каждый день что-то оставляю. Мысль надо фиксировать. Мысль женского рода, капризная. Если на нее не обращать внимание – убежит», – говорит композитор.

Мысль он улавливает быстро. За это Евгения Догу полюбили в кинематографе, который принес композитору мировую популярность. С 70-х годов картины с музыкой Доги выходили одна за другой: «Лэутары», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Королева Марго». Евгений Дога написал музыку более чем к 200 фильмам.

Фото из личного архива композитора

«Творчество – это внутренний самозарядный аппарат. Если завтра нужно было снять сцену, я представлял себе ее музыкой. Слышал фильм. Так происходит работа внутренних резервов. Иногда говорят, что это дар. А я думаю, что это что-то вроде чипа, который закладывается природой», – размышляет композитор.

Музыка придавала картине характер и неповторимую энергетику. Иногда на поиски нужных мелодий и самобытных тембров уходило много сил. Например, для кинофильма молдавского режиссера Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» поющих цыган искали по всему Советскому Союзу. Искали самородков.

«Лотяну поставил задачу снять хорошее кино, и я эту задачу воспринял как свою. Эмиль искал цыган, от которых пахнет костром. Мы разделились: один искал в Подмосковье, другой в Забайкалье. В итоге нашли! Да еще и с настоящим, самобытным фольклором. Для записи их надо было подготовить к высокопрофессиональному уровню. То есть мы, как химики, нахимичили», – смеется Евгений Дога.

Самый известный в мире киновальс

С режиссером Эмилем Лотяну Евгения Догу связала крепкая дружба и творчество: вместе они выпустили 5 кинолент. Мировая слава к композитору пришла после выхода фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Кино стало лидером проката, а «Вальс цветов» – хитом.

Фото из личного архива композитора

«У меня семьдесят пять вальсов, не меньше. Но почему-то народ полюбил особенно именно этот. А ведь все получилось за несколько часов. Я все время откладывал его написание. Помню, входит злой Лотяну и спрашивает громко – где вальс? Меня спас мой черновик с набросками. Я от него и оттолкнулся, написал за несколько часов», – вспоминает маэстро.

Вальс получил всенародную любовь и известность. Этой мелодией звонили колокола Петропавловской крепости, под нее били струи фонтанов в Петербурге, Кишиневе, Ташкенте, Сочи. Вальс Доги вошел в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Такой взлет одного произведения для композитора – и подарок, и крест, считает маэстро.

«Да, вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» – это прекрасно. Но у меня и полька есть, и увертюры. Нельзя так на одном зацикливаться. Есть ведь не только лицо у человека. Есть руки, ноги, душа в конце концов. Люди зациклились на одном. Вальс, вальс, а есть и другие великолепные вещи», – объясняет композитор.

Евгений Дога говорит, что для кино уже не пишет. От киностудий продолжают поступать предложения, однако маэстро без сожаления их отвергает.

«Меня больше не интересует это. Сама форма современного кино, сюжеты. Это не мое. Я романтик, а тут сплошные боевики, триллеры. Да не сделаете вы лучше, чем американцы – это их стиль. А наш стиль романтический. Публика ждет чего-то хорошего, приятного – романтических эмоций», – говорит он.

Произведения маэстро, написанные для кинофильмов, до сих пор популярны. Они часто звучат на телевидении и на масштабных шоу. Стоит вспомнить Олимпиады в Сочи и Пекине. Маэстро говорит, что с Играми у него связано множество воспоминаний.

Ритмы Олимпиады-80

По признанию композитора, самым масштабным проектом для него стала работа над мелодиями для Московской Олимпиады-80. Евгений Дога один из авторов музыки к открытию и закрытию Игр. Вспоминает, как в конце 70-х к нему обратились режиссеры-постановщики Олимпиады.

«Вы только представьте себе, писать для всего земного шара! Это же уму непостижимо. Да, к 80-му году мой «ласковый зверь» («Вальс цветов, написанный к фильму «Мой ласковый и нежный зверь» – прим. ред.) уже сделал свое дело, был вал узнаваемости и популярности. Мой вальс своей звериной энергией и побудил режиссеров обратиться ко мне, чтобы я написал эту музыку. И я с удовольствием согласился», – рассказывает Евгений Дога.

Для композитора это был новый опыт. Чтобы погрузиться в атмосферу спорта, он снял комнату рядом с Центральным стадионом, где должно было состоятся открытие Игр.

Фото из личного архива композитора

«Задача была войти в ритм этого действа. Ритм был молодежным: мир, молодежь, жизнь. Все это должно было войти в характер этой музыки. Должен был быть пульс. Я всю жизнь придерживаюсь этого правила. Нужно жить импульсивно. И музыка должна быть такой же», – говорит композитор.

Дога написал цикл мелодий и сюит для музыкального сопровождения торжественных церемоний. В них участвовало более 16 тысяч человек.

Композитор вспоминает, как на открытии Олимпиады сидел на одной трибуне с Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым.

«Такое масштабное мероприятие для меня было впервые. Меня захватывал дух, когда огромной колонной в этих ритмах шли тысячи людей, выстраивали пирамиды. Потрясающее зрелище. Даже не верится, что со мной это было связано. Это была проверка на качество моего творчества, насколько оно созвучно зрителю. И эта работа была замечена. В прессе было много материалов», – рассказывает Евгений Дога.

Мелодии 40-летней давности широкой общественности сегодня практически недоступны. Маэстро мечтает записать их с оркестром.

«Там ведь такие интересные вещи. Я даже включил их в программу одного из концертов, который пройдет за рубежом. Ну нет нигде в записи этой музыки. В фонотеках нет, в программах радио и телевидения нет. Почему?» – возмущается Дога.

На лучших подмостках

Большинство записей композитора все же сохранились. Песни на музыку Евгения Доги исполняли такие знаменитости, как Лариса Долина, София Ротару, Надежда Чепрага, Николай Караченцов. Маэстро с трепетом вспоминает и свои главные сцены – с концертами он объездил полмира.

«Для меня важно было сыграть в Кремле – я сыграл. Для меня важно было, чтобы мой балет, который не идет в Кишиневе, танцевали в большом театре в Москве, в Мариинском в Санкт-Петербурге, в Киеве, в Минске. Для меня важно было сыграть на лучшей сцене Бухареста. В Шоненбурге, в Вене, где выступал Моцарт. И я сыграл. А сейчас смотрю на свои объятия и понимаю, что весь мир не обхватить», – с иронией говорит маэстро.

Концерты теперь для композитора большая редкость. Подводит здоровье. Сейчас цели более земные. В честь Евгения Доги в Кишиневе откроют культурный центр. Он станет новым детищем маэстро.

«Там будут сосредоточены все мои музыкальные материалы. Государство собирается их систематизировать. Хотелось бы, чтобы там работал союз композиторов, с музыковедами. Особое внимание будем уделять детям. Дети – это моя слабость. Хочу видеть там летнюю эстраду для выступления детских коллективов. Пусть раскрывают свои таланты», – поделился планами Дога.

«Лучший подарок – это время…»

Говорить о планах Евгений Дмитриевич не торопится. Подмечая, что они у него строятся исключительно на чистых листах нотной бумаги.

«У меня настрой в до мажоре. А он сам по себе не приходит. Главное никогда не искать негативные стороны в том, что делаешь. А если мне кто-то скажет: «я устал», я отвечу, что в новом издании словаря такого слова нет! Так же, как и фразы «не хочу», – смеется композитор.

Он любит искрометно шутить и словно обманывать время. А его всегда мало, признается музыкант. В свои 85 он попросил у судьбы в подарок еще немного времени и сил, чтобы реализовать задуманное.