Как по золотым рыбкам определяли наступление Нового года? Почему на Наурыз казахи надевали только мягкую кожаную обувь? Каким образом весенний праздник стал символом государственности? О древних традициях Великой степи рассказывают историки.
Традиция праздновать наступление Нового года по-восточному насчитывает тысячелетия. Слово «наурыз» относится к языкам алтайских народов, ко всей большой языковой группе. Оно появилось тогда, когда языковые системы были неразделимы, и переводится как «новый день». Это название, переиначив на свой лад, и сегодня используют народы Азии. Так, у таджиков он именуется Навруз, пушту называют праздник Нав враз, курды – Невроз, киргизы – Нооруз, а турки – Невруз. Всего в мире Наурыз отмечают около 300 миллионов человек.
Хотя название «наурыз» появилось только в II веке нашей эры, сам праздник возник еще в доисламские времена, когда доминировал зороастризм. Известно, что широко отмечать Наурыз стали во времена древнеперсидской династии Ахеменидов, правившей страной в 550–330 годы до н. э. В созданной на рубеже X–XI поэме «Шахнаме» Фирдоуси пишет, что отмечать Наурыз стали с начала воцарения шаха Джамшида.
В Казахстане в период советской власти праздник оказался под запретом, но с приобретением независимости он был возрожден официально, Указом Президента Нурсултана Назарбаева от 15 марта 1991 года «О народном празднике весны – «Наурыз мейрамы». Тогда 22 марта был объявлен праздничным днем. В 2001 году праздник был объявлен государственным, а с 2009 года он отмечается три дня подряд. В феврале 2010 года 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта Международным днем Наурыза.
Для казахов, как и других народов, которые отмечают Наурыз, он символизирует пробуждение природы, начало нового жизненного цикла, воплощает надежды на лучшую жизнь, хорошие отношения с окружающими людьми и членами семьи.
Традиции празднования Наурыза направлены на раскрытие лучших человеческих качеств – открытости, сердечности, отзывчивости, милосердия. И в этом одна из причин того, что его прихода ждут с нетерпением.
«Ұлыстың ұлы күні» – это еще один синоним Наурыза в Казахстане. Слово «улус» в турко-монголоязычных странах обозначает «государство». Это удивительная, замечательная фраза, смысл которой заключается в том, что Наурыз – главный праздник государства, она является еще одним историческим фактом, доказывающим, что казахи, кочевники не были разобщенными. Издревле это был единый народ, единая страна, у нас очень богатая и насыщенная история!» – говорит историк-этнограф, профессор Жамбыл Артыкбаев.
14 марта в Казахстане отмечают Амал мереке – День приветствия. Праздник Амал нельзя рассматривать в отрыве от Наурыза, он своего рода первый вестник Наурыза. Главное требование Амал – уважение к старшим, забота о младших, поддержка слабых, помощь бедным. В этот день младшие по возрасту приветствуют старших, пожимают друг другу руки и обнимаются. Аксакалы благословляют молодых. В этот день прощаются прежние обиды, забывается вражда. Таким образом, Амал – это праздник братства, скромности, благотворительности.
«День приветствия, который начинается за неделю до Наурыза, включает не только приветствия и объятия. Это обычай, сложившийся у людей, которые в течение долгой и суровой зимы не видели друг друга, ничего не знали друг о друге. Поэтому люди обнимались, иногда радуясь за благополучие близких, а иногда скорбя по умершим. Встречаясь, спрашивали близких – «как они пережили зиму, здоровы ли люди и скот, крепко ли хозяйство», – рассказал историк Ж. Артыкбаев. Он отмечает, что традиция взаимопомощи не забыта и сегодня, к примеру, казахский народ близко к сердцу принял тяжелое положение жителей Украины и без промедлений стал отправлять туда гуманитарную помощь.
Традиция Амал, или Приветствия не ограничивается одним днем, она продолжается в течение года. Те, кто по каким-то причинам 14 марта не был в родных местах, должен поприветствовать стариков по прибытии.
Этнограф Серик Ергали пишет: «В действительности наш народ праздновал Наурыз мейрамы целый месяц, начиная с первого дня марта (по старому стилю 1 марта, сейчас 14 марта)».
Старт основным празднованиям давали в ночь с 21 на 22 марта.
Английский инженер, управляющий Лондонской горнодобывающей компанией в Степном крае Нельсон Фелл вспоминал: «Очень интересно, что казахи встречают Наурыз. Их готовят заранее. Старейшины встают на вершину холма и ждут, когда день и ночь станут равными».
Этнограф Жагда Бабалыкулы писал, что в 1970-е годы в одной из библиотек Москвы он нашел запись арабской вязью, повествующую о том, как гунны отмечали день весеннего равноденствия. Они ожидали рассвет и, когда наступал восход солнца, начинали играть на кобызах 9 кюев. В этой записи говорится, что Наурыз ведет свое начало еще со времен Ноя и всемирного потопа. Этнограф, литератор, журналист Акселеу Сейдимбек в своей книге «Қазақ әлемі» отмечал, что скифы встречали новый год – Наурыз – в красном одеянии. Наряжали в эту одежду 360 детей, которые таким образом олицетворяли солнечные лучи.
«Празднования начинались со столицы. На главной площади Туркестана у ханской ставки собирались и знатные люди, и простолюдины. В большую чашу наливали воду и опускали в нее золотых рыбок. Ровно в момент наступления равноденствия они поднимались наверх, переворачиваясь в воде. И после этого ханские глашатаи начинали бить в барабаны, восклицая: «Старый год ушел! Пришел новый год!» Это означало начало празднования. Об этих интересных фактах, о древних традициях празднования Наурыза пишется в летописях казахского ученого Машхура Жусупа», – делится Жамбыл Артыкбаев.
У казахов есть пословица: «Если в день Улыс казан полный, значит весь год будет много молока. Если благословит старый человек, будет удачным путь». Поэтому в каждом доме старались накрыть щедрый дастархан, варили наурыз-коже и другие сытные блюда, рассыпали на столах баурсаки, символизирующие всепроникающие лучи солнца, звали гостей, устраивали веселые соревнования.
Но смысл праздника – не просто в веселье. Духовная культура казахов всегда была неразрывна с природой. Одной из традиций, которую казахи старались соблюсти, была «Бұлақтың көзін аш» (Если увидишь родник – расчищай его исток). В прямом восприятии этот обычай означает расчистку источника родника, очистку пути для пробивающейся воды. Однако, не многие задумываются о том, что это касается также и интеллектуального развития, духовного очищения. Этот обычай имеет большое философское значение.
Также была традиция в этот праздник носить мягкую кожаную обувь без каблука и всяких железных вставок. Это делалось для того, чтобы жесткой обувью не поранить бока лошадей, не испортить только пробивающуюся из земли зелень.
В чем сакральное значение Наурыза для Казахстана сегодня? Праздник нельзя воспринимать как большой уик-энд. Важно понимать его сущность и главную возможность, которую он всем дает – духовного возрождения.
Наурыз – это прежде всего торжество жизни, благодарности и благодарения, любви друг к другу и к окружающему миру.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет
Читайте также: