В Музее древностей Алании – все самое ценное, что чудом уцелело, избежало тлена и может поведать о старине. Но многие из гостей идут в музей не ради оружия и даже не ради украшений. Среди экспонатов несколько экземпляров таинственной чернолощеной керамики.
Глиняная посуда сопровождает человека с древнейших времен. Кувшины и чаши появились в быту гораздо раньше столов. Первоначально сосуды имели круглое или остроконечное дно, которое укрепляли в земле. Век от века глиняная утварь становилась все совершеннее. И сегодня лучшие ее образцы считают произведениями искусства. Самый древний из найденных на территории современной Осетии керамический сосуд. Ему пять тысяч лет.
Назим Гиджрати помнит историю многих вещей, представленных в экспозиции. Разумеется, не со дня их создания, а с момента второго рождения. Археолог практически из небытия вернул многие бесценные артефакты. Он уверен: вершина гончарного искусства древних аланских мастеров – знаменитая чернолощеная керамика.
При стандартном обжиге железо, которое содержится в глине, окисляется. Это и придает старинным керамическим изделиям красноватый оттенок. Однако у такой керамики есть существенный недостаток – она протекает.
«Если доступа кислорода нет, железо, которое находится в глине, спекается, примерно так, как это происходит при электросварке. И эта керамика отличается очень приятной в быту способностью: она не протекает», – говорит археолог и директор научно-производственного комплекса Северо-Осетинского госуниверситета Назим Гиджрати.
Керамика, которая не пропускает жидкость, стала настоящим технологическим прорывом. Сосуды у мастеров получались легкими, гладкими, надежными, и потому – дорогими. Уникальную технологию держали в строжайшей тайне.
«Эти секреты древние мастера хранили тщательно. Это служило основой их безбедного существования, поскольку как сейчас к нам приходит посуда с антипригарным покрытием, так тогда отсюда расходилась наша керамика», – проводит аналогии археолог Назим Гиджрати.
Расцвет аланской культуры пришелся на конец первого тысячелетия нашей эры. Но уже в XIII веке в относительно мирную жизнь государства ворвалось татаро-монгольское нашествие. В конце XIV века в результате сокрушительных набегов завоевателя Тимура Алания перестала существовать. Богатейшая культура была уничтожена. А ценные знания – безвозвратно утеряны.
Ценные музейные экспонаты даже потрогать нельзя, не то, что хлебнуть из древней глиняной чаши глоток воды. Но есть необычные экспонаты. Посуда по форме древняя, а на вид – совсем новенькая! Оказывается, эти сосуды созданы современными мастерами по образцам уникальных предметов быта древних аланов.
«Форма этой чаши античная. Она повторяет то, что было в греческих городах Северного Причерноморья, а в частности, в Метрополии. Мода на эту форму пришла оттуда, а сделана она местными мастерами на местный манер», – объясняет Назим Гиджрати.
В гончарной мастерской можно узнать тайну рождения чернолощеной керамики. Над воссозданием древней утвари трудится целая команда энтузиастов. Чистюлям здесь не место. В подсобных помещениях все покрыто толстым слоем характерной пыли.
Делается посуда вовсе не из глины. Для ее изготовления необходимо замешать целое глиняное тесто. В рецепт входит песок, вулканический пепел, дробленая керамика, а всего около 12 компонентов.
Тесто пропускают через сито и заливают в гипсовые формы. Жидкая глиняная смесь постепенно пристает к стенкам. Через некоторое время можно вынимать из формы сырую чашу.
Теперь чаша должна подсохнуть и затвердеть. И вот он – первый секрет древних мастеров – наведение лоска! Мастера с помощью специальных стальных стержней придают поверхности сосуда приятную гладкость. Но в бронзовый век о таких металлах и сплавах еще понятия не имели. Лоск наводили с помощью кабаньего или медвежьего клыка.
Теперь, когда чаша отполирована до блеска, ей нужно придать цвет. То есть, задымить ее до черноты. Но прежде сосуд изнутри покроют пищевой глазурью.
Вот теперь можно отправлять посуду в печь. Методом проб и ошибок состав глазури подобран так, что ей не страшна высокая температура. В герметичной печи происходит тайна задымления керамики.
«Мы потратили годы на то, чтобы открыть этот рецепт, потому что это было совсем непросто. Те, кто пытается следом за нами повторить это, у них пока не очень получается», – говорит археолог Назим Гиджрати.
Температуру в печи доводят до 1000 градусов. Затем следует сложный технологический процесс. В определенное время подбрасывают древесный уголь и подают кислород. Посуда томится в печи до четырех суток.
И это уже не музейные экспонаты. Сосудами можно смело пользоваться. И даже приобрести по доступной цене.
«Когда-то древний мастер сделал одну такую вещь. Теперь их произведено десятки, сотни. Я надеюсь, что будут произведены тысячи. И потомки скифов, сармат и аланов смогут воспользоваться даром из глубины тысячелетий», – рассказывает археолог, директор научно-производственного комплекса Северо-Осетинского госуниверситета Назим Гиджрати.
Каждый предмет – это точная копия древней посуды, найденной в ходе археологических раскопок. Можно сказать, что, минуя толщу веков, она попадает на стол к прямым потомкам древних аланов.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет