Нюрнбергский процесс, на скамье подсудимых – бывшие вожди Третьего рейха. Но суд века мог бы и не состояться: планировался побег обвиняемых. Как уверяют некоторые историки, к этому уже все было готово. Оставалось лишь повернуть ключи в замках. Новое расследование «Исторического детектива» с Николаем Валуевым смотрите на телеканале «МИР» в субботу в 8:45.
Трибунал начал работу 20 ноября 1945 года. В Нюрнберге было неспокойно. За безопасность на улицах отвечали американцы: город был в их зоне оккупации. Но обеспечить порядок американцы не смогли. 8 декабря в самом центре Нюрнберга был убит ефрейтор Иван Бубен, личный водитель руководителя специальной следственной бригады Главного управления контрразведки СМЕРШ Михаила Лихачева. По одной из версий, именно подполковник Лихачев, а не его водитель, был целью нападавшего.
Тем временем среди подсудимых началась негласная борьба между собой. Бывшие вожди Третьего рейха словно вспомнили о незавершенных интригах.
«Видимо лелеяли они надежду на то, что тем или иным образом все-таки удастся государство сохранить и самим у власти остаться», – считает историк Сергей Кормилицын.
Существует версия, что 8 декабря 1945-го в Нюрнберге планировали убить самого значимого на суде человека – главного обвинителя от Советского Союза Романа Руденко. Его задачей было защищать позиции советской делегации.
«Это ни много ни мало Дания, Голландия, Бельгия, Болгария, Румыния. Там много кого нужно было судить, но это американцы с англичанами отмели. И мало этого, они ввели в категорию стран-победительниц Францию», – отметил историк Александр Мясников.
Руденко, по одной из версий, не мог спустить на тормозах убийство советского ефрейтора и попросил о неофициальной встрече председателя трибунала британского судью Джеффри Лоуренса. Однако самым важным из того, что Руденко сообщил судье Лоуренсу, было следующее: по данным советской контрразведки, оберштурмбанфюрер СС Отто Скорцени готовит операцию по освобождению Германа Геринга и других главарей Третьего рейха. На этот раз главным оружием Скорцени должны были стать деньги. Основным способом – подкуп.
Имя Скорцени, который в 1943-м похитил свергнутого итальянского диктатора Муссолини, напугало судью. И он согласился на предложение Руденко – сменить американских охранников тюрьмы, где содержались подсудимые. Именно этих охранников планировалось подкупить, чтобы под покровом ночи вывезти подсудимых за границу. Что произошло дальше, расскажет Николай Валуев в новом выпуске «Исторического детектива» в субботу.
Протоколы допросов и судебных заседаний Нюрнберга были опубликованы почти сразу после завершения трибунала на русском, английском и французском языках. Документы о работе контрразведки во время процесса и о возможном покушении на Романа Руденко и сорванном побеге нацистских преступников до сих пор засекречены.
Подробнее в сюжете: История