22 июня страны Содружества вспоминали начало Великой Отечественной войны, которая продлилась 1418 дней. Погибли почти 27 миллионов советских граждан, из них 13 миллионов мирного населения. Простая математика: каждые четыре секунды умирал один гражданин Советского Союза. А была и простая экономика: каждая смерть приносила нацистской Германии 1600 рейхсмарок, это 640 долларов по курсу 1941-го года. Обозреватель «МИР 24» Анна Деркач провела расследование бизнес-планов Третьего рейха.
«Этот подсвечник принадлежал члену моей семьи, которого я не знала. Но он упомянут в буклете моего дедушки. Он фигурирует в генеалогическом древе», – сказал Орна Лави Флинт.
Спустя восемь десятков лет они возвращаются в семью – драгоценности, украденные нацистами во время Холокоста. То, что их не переплавили в серебряные слитки и не продали за границу, – редкий для войны счастливый случай.
«Две трети владельцев не пережили Холокост. Поэтому у меня были большие сомнения, что мы найдем столько потомков. Я думал, вернем 10-15 предметов, а вернули почти все! Я думаю, мы закончим проект до конца года», –рассказал куратор Баварского национального музея Маттиас Венигер.
В начале войны Германия была практически банкротом. Своих ресурсов не хватало, а для закупки материалов за рубежом нужна была валюта. Рейхсмарка в те годы не конвертировалась, но нацисты нашли выход. Опустошили золотые запасы Австрии, Чехословакии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Греции, Венгрии и Италии. Стоимость одних только банковских слитков превышала 500 млн долларов или 7 млрд по нынешним деньгам.
«Чтобы вы поняли масштаб грабежа, в 1938 году накануне аншлюса Австрии золотой запас Третьего рейха составлял 15 тонн. К июлю 45-го только по документам и только через Рейхсбанк прошло 920 тонн золота, в 61 раз гитлеровцы обогатились только за счет золота», – отметил историк, специалист по перемещенным культурно-историческим ценностям Александр Мосякин.
Львиную долю военной добычи составили как раз не банковские слитки, а деньги и семейные ценности европейских евреев. Холокост был настоящим бизнес-планом. Уничтожением народа с целью ограбления.
«В 42-43 годы проводилась операция «Рейнхард» по уничтожению польских и европейских евреев. По итогам был написан отчет, доход оценивался в 170 миллионов рейхсмарок ($800 млн). Казна получила 3 000 кг золота, более 18 000 кг серебра, 15 кг платины, один млн долларов США. 1 901 вагон одежды, белья и личных вещей, которые вывезли в Германию. Представьте, почти 2000 вагонов в течение двух лет с востока на запад шли, наполненные вещами тех, кого убивали», – рассказал историк Константин Пахалюк.
В слитки нацисты переплавляли даже золотые коронки убитых евреев. В лагерях смерти над этим трудилась целая команда. Людей травили газом, выгружали из камеры трупы, потом узник из зондеркоманды щипцами вырывал зубы.
Но и до своей смерти заключенные успевали принесли доход рейху. Прежде чем убить узников, их сдавали в наем промышленным предприятиям. По подсчетам, один человек успевал заработать для СС чуть больше трех тысяч долларов с учетом волос, зубов, одежды. А ведь только евреев нацисты убили шесть миллионов. Даже пепел кремированных шел в дело.
Ограбление стран Европы и Холокост обеспечили нацистам треть военного бюджета. Награбленное золото с удовольствием раскупали условно нейтральные страны. Основным партнером Третьего рейха стала Швейцария, которая в 34-м году разрешила открывать в банках анонимные счета. Туда нацисты вывезли 700 тонн золота, произведения искусства и свои личные сбережения, на которые после войны бежали в Латинскую Америку.
Даже после того, как мир узнал о зверствах гитлеровцев, нашлись те, кто им помогал. Самыми милосердными оказались Ватикан и Красный Крест. Они оформляли нацистам новые документы и помогали покинуть Европу по так называемым крысиным тропам, через Италию и Испанию в Южную Америку. Там доживали жизнь обеспеченных и уважаемых людей ангел смерти из «Освенцима» доктор Менгеле, комендант Треблинки Франц Штангль, заместитель коменданта «Собибора» Густав Вагнер, архитектор Холокоста Адольф Эйхман.
«Хорошо они там жили, все нормально было. Тогда был расцвет латино-американского неонацизма. Там аккумулировались достаточно большие деньги. Там издавалось достаточное количество нацистских журналов», – отметил историк Третьего рейха Константин Залесский.
Заработать на войне смогли не только Швейцария, но, и например, Швеция, которая продавала Германии железную руду, и США. Даже после атаки на Перл-Харбор американские компании продолжали работать в Германии. Coca-Cola выпускали там до 42 года. Потом, когда возникли трудности с поставкой сахара, его заменили яблоками. Так и появился новый напиток Fanta. Chase Manhattan Bank помогал Германии обналичивать деньги. Kodak на протяжении всей войны поставлял фотооборудование для самолетов Люфтваффе. IBM делала счетные машины и перфорационные карты. Они использовались в концлагерях для подробного учета пленных и убитых. А Генри Форд даже получил «Германского Орла», высший знак отличия нацистской Германии, за поставку автомобилей рейху. Именно во время Второй мировой и началась эпоха американской гегемонии.
«Если до войны американская экономика составлял 20% мирового ВВП, то после войны она стала составлять
50% мирового ВВП. И доллар стал мировой валютой», – сказал историк Сергей Жевалов.
Самые интересные повороты в судьбе нацистского золота начались уже после войны, когда союзники создали Трехстороннюю комиссию по возвращению европейских ценностей. Из миллионов украденных вещей и произведений искусства владельцам или их потокам вернулась лишь четверть. Швейцария, которая активно покупала у Германии, не вернула почти ничего.
«То, что оказалось в западной зоне оккупации, было разворовано. Сейчас самые большие коллекции нацистских артефактов находятся в Великобритании и США. Это всегда было: солдаты англо-саксонских армий любили брать сувениры, причем сувенирами могут быть, например, картины Рембрандта», – подчеркнул Константин Залесский.
К рукам американцев прилипли и 330 тонн золотых слитков. Под их залог Вашингтон выдал кредит на восстановление Европы по программе Маршалла. Хотя до сих пор убеждает мир, что дал денег безвозмездно, а чтобы отвлечь от себя внимание, напомнил Швейцарии, что та до сих пор хранит миллиарды долларов нацистских сбережений.
«Условно говоря, Гитлер сделал вклад и умер. А с тех пор этот вклад на несколько миллионов там лежит, его никто не берет, а швейцарские гномы – себе в кармашек. Если не воспользовались, значит, это мертвый спящий счет, которым пользуются банкиры. Швейцарцы утверждают, что этих счетов нет», – рассказал Константин Залесский.
В 1997-м под давлением общественности Швейцария провела расследование. Нашлось 775 спящих нацистских счетов на общую сумму 43 млн долларов. А ведь деньги в швейцарских банках хранили не только палачи, но и жертвы. Сколько там сбережений евреев, убитых во время Холокоста, неизвестно до сих пор.
«В итоге, когда кто уцелел или кто-то из родственников приходил в банки, спрашивал деньги. Им говорили: «Предъявите документы». А документация уничтожалась. В итоге очень незначительная часть людей смогла вернуть свои сбережения. В 90-95% случаев это все стало собственностью банков», – отметил Александр Мосякин.
После войны распространились слухи. Якобы продать нацисты успели не все, и часть украденного спрятали в тайниках. «Золотая лихорадка» в Европе продолжается до сих пор. В австрийских Альпах все еще ищут золотой эшелон Гитлера, а в соляной пещере «Кайзерода» остатки запасов Рейхсбанка. Но реальный клад, по мнению историков, спрятан в округе озера Айбзее. Есть и документальные свидетельства, но многочисленным профессиональным кладоискателям пока так и не удалось его найти.
Подробнее в сюжете: История
Читайте также: