В Театре им. Маяковского открылся юбилейный, 100-й, сезон. 29 октября 1922 года Театр Революции, возглавляемый тогда Всеволодом Мейерхольдом, представил свою первую постановку. В этот день зрителям показали спектакль «Ночь» Александра Велижева по пьесе Марселя Мартине. Именно эту дату и принято считать днем рождения Театра Маяковского.
За вековую историю на сцене выпустили более 350 постановок, которые посмотрели миллионы зрителей. По традиции, в первые дни публике представляют спектакли, которые удостоены высших профессиональных наград. В первый же день на большой сцене показали «Школу жен» в переводе Дмитрия Быкова и «Любовь людей» белорусского драматурга Дмитрия Богославского.
Премьера комедии Мольера в постановке Миндаугаса Карбаускиса состоялась в минувшем году и стала одним из самых громких событий сезона 2020-2021: шесть номинаций на российскую национальную премию «Золотая маска» и бесконечные аншлаги только подтверждают это. А вот второй спектакль поставил Никита Кобелев еще в 2012. Картины из жизни людей в преддверии зимы и ожидании лета заставляют зрителя задуматься о том, что такое счастье и есть ли оно на этом свете, о любви и как быть тем, у кого любить не получается, но очень хочется.
«Любовь людей» стала первой крупной работой драматурга Дмитрия Богославского. До этого он писал только небольшие наброски и экспериментировал в Минске. Но именно эту пьесу члены жюри многих драматургических конкурсов («Евразия», «Любимовка», «Действующие лица») оценили по достоинству и выделили среди прочих.
Работать над этим очень непростым материалом предложили Никите Кобелеву – недавнему выпускнику ГИТИСа, курса Олега Кудряшова. И кто бы мог подумать, что постановка молодого автора и столь же молодого режиссера будет существовать на подмостках Маяковки столько лет. А между тем, эта тема актуальна и по сей день, а из зала выходишь со слезами на глазах и комом в горле – настолько сильное производит впечатление вся эта история.
«Я просто жить начала…»
А история, собственно, вот о чем. Действие разворачивается в одной деревеньке, где все очень хотят жить не то что бы хорошо, а просто «нормально». Каждый мечтает о любви, но муж вечно напивается и бьет до полусмерти жену, та смиренно терпит и удовлетворяет все его прихоти, одинокий милиционер тоскует по бывшей однокласснице, молодые девки мечтают выйти замуж и строят парням глазки, а кто-то тщетно пытается завести детей… И все пьют. Много. Постоянно. Всегда.
Но однажды Коля (Вячеслав Ковалев), вечно пьяный, ошпаривает новорожденного кипятком. Устав терпеть, его жена Люська (Юлия Силаева) решается на самое страшное – убивает своего мужа, а тело, разрубив, скармливает свиньям. Преступление свое она скрывает. Тем временем к ней сватается милиционер Сережа (Алексей Фатеев). Люся рассказывает ему правду, но соглашается выйти за него замуж. И вот оно, казалось бы, счастье – мужик любит, буквально на руках носит, выпивает в основном только по праздникам, ребенка принимает как своего…
«Все пройдет. Жить надо. Прошлое в прошлом. Жить надо!..»
Только вот можно ли счастье построить на несчастье? Постепенно и Сережа все чаще начинает пить, а Люсю терзает дух покойного супруга. Можно ли забыть все и стать счастливой? Как жить дальше с таким прошлым? Эмоции усиливаются, одни сменяют другие, но все вокруг, вся жизнь почему-то кажется сплошным адом. И вот уже вместо былой нежности – агрессия, а любовь вытесняется ненавистью…
«Почему я должен это терпеть?»
Жестокость, отсутствие компромиссов – русская жизнь, где нет ярких красок – только белое и черное, приводят к масштабной трагедии. И вот одно убийство уже тянет за собой другое… Казалось, счастье вот оно, рядом… Но возможно ли оно вообще в таких реалиях – «зима длится так долго, какая бесконечная зима, а так хочется лета!..» – там, где изначально нет любви, уже не может быть и нормальной человеческой жизни. Люська и Сергей любили друг друга еще со школы, но Колька своевольно забрав невинность у Люси, пойдя на поводу своих бездумных желаний, он лишил счастья и себя, и жену, и собственных детей, и Серегу, и матерей…
«Работы много? Какой работы? Откуда у нас работа?..»
И глядя на все происходящее, очевидно, что проблема не столько в алкогольной зависимости людей, сколько в условиях, в которых они оказываются. Но эти люди все же люди! И как бы ни были они жестоки, они все в первую очередь хотят нормальной жизни, под которой абсолютно каждый понимает – любовь. Они как брошенные собаки ищут себе хозяина, но бесконечно воют от одиночества.
«Если б вы знали, как пусто внутри. Невыносимо пусто…»
И вот эту самую пустоту каждый из действующих лиц пытается наполнить любовью. Но отчего-то не выходит. Не получается. Однако что бы ни случилось, в каких бы условиях и в какой бы ситуации не оказался человек, эта потребность в любви не исчезнет никогда. Только почему у этих людей такая странная любовь? А вот это вот как раз и есть самый главный повод для размышлений.
И можно много еще размышлять о любви людей и об этом спектакле в целом, но история эта со сцены выглядит настолько реальной, что в какой-то момент забываешь, что ты в театре. И предательски слезы стекают по щекам. И почему-то и стыдно, и грустно одновременно. И хочется отметить деликатность режиссера в постановке, но при этом как невероятно точно выверен каждый шаг, каждое слово и каждое действие абсолютно всех персонажей. Причем, именно благодаря постановщику здесь нет главных и второстепенных героев, судьба и характер каждого – как на ладони. И, конечно, актерская работа в этом спектакле вне конкуренции: до мурашек – так просто и так честно, люди как они есть, без прикрас.
Есть только один минус, пожалуй, – отдохнуть в зрительном зале не получится. Но этот же минус для многих – как раз-таки огромный плюс. «Любовь людей» буквально переворачивает, а значит, идти стоит, но только если готов «встать на голову» и посмотреть на все с другой, казалось бы, очевидной, но абсолютно неожиданной, стороны, испытать «удар по голове», принять жестокую действительность и попробовать понять, как же все-таки стоит жить и… Любить!
Фото предоставлены Пресс-службой Театра Маяковского
Подробнее в сюжете: Театр
Читайте также: