11:43 07/09/2022

Легенды и история. Каким стал выставочно-торговый центр Азербайджанской Республики на ВДНХ?

Shutterstock/FOTODOM

По ночам под сводами этого дворца можно встретить мифических красавиц пери, которые с первыми лучами солнца превращаются в птиц. Тут видели даже дух великого восточного поэта Низами. Такие легенды любят рассказывать московские экскурсоводы о павильоне №14 на ВДНХ, где расположен выставочно-торговый центр Азербайджанской Республики.

Рассказываем об истории этого места и о том, как выглядел павильон в разные эпохи.

«Каждый житель Азербайджана должен сразу узнать его»

В СССР большое значение придавалось агитационной работе. Рассказать о достижениях аграриев молодого советского государства была призвана масштабная Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ), которая открылась в Москве 1 августа 1939 года.

Замысел ее создателей состоял в том, что посетители, обходя огромную территорию выставки, как бы совершали путешествие по всей стране и видели успехи разных народов, населявших СССР. Поэтому павильоны союзных республик должны были отражать не только их хозяйственные достижения, но и национальный колорит, и народные традиции.

Павильон «Азербайджанская ССР» был построен в 1939 году. Здание в стиле сталинской эклектики спроектировали молодые азербайджанские архитекторы Садых Дадашев и Микаил Усейнов – знатоки азербайджанского зодчества и национального искусства в целом. Эти два талантливых архитектора были друзьями, единомышленниками и даже родственниками – сестра одного из них была замужем за другим. Уже в студенческие годы этот творческий тандем получил первую премию за совместный проект памятника поэту Низами Гянджеви. Среди их лучших архитектурных работ – здания ЦК КП Азербайджана, Азербайджанской консерватории и Музея Низами в Баку.

Садых Дадашев и Микаил Усейнов писали: «Павильон должен быть народным, монументальным и торжественным. Вместе с тем он должен быть легким. Хотелось, чтобы каждый колхозник Азербайджана, придя сюда, сразу узнал свой павильон. В его фасаде и интерьерах показано богатство архитектуры и народного декоративно-прикладного искусства азербайджанского народа. Но все преподнесено в новой форме, использованы возможности современной строительной техники. Ни в одном памятнике Азербайджана нет принятых нами пропорций колонн, такого вылета карниза, плоских потолков с верхним светом. Мы использовали совершенно новые рисунки, сталактиты, орнаменты и другое».

Shutterstock/FOTODOM

Стрельчатые формы, национальные росписи и витражи шебеке

Архитектурная композиция павильона очень проста: это прямоугольник размером 30 на 40 метров, с повышенным объемом в середине, который на главном фасаде завершен большим 16-метровым портиком.

Праздничную парадность зданию придавали приподнятое над землей основание, высокий легкий портал с двумя восьмигранными колоннами, облицованными белым мрамором. Просто и строго решенный орнаментальный карниз органически завершает объем портика.

Портал входа украшен орнаментальным витражом, изображающим фрукты, хлопок, пшеницу. Он завершен сталактитовым полукуполом с майоликовым обрамлением; сталактиты обвиты золотой виноградной лозой.

Традиции национальной архитектуры, прежде всего, выражены в стрельчатых арках и нише входа, форме колонн, в цветном остеклении окон и типе орнамента. По обеим сторонам от входа в нишах установлены изображения чабана со стадом и колхозницы, убирающей хлопок.

Стены лоджии покрыты орнаментальной росписью; в верхних нишах установлены майоликовые барельефы. Обилие разных решеток, орнаментов, и дорогих облицовок не вносит диссонанса в общие строгие формы архитектуры.

Боковые фасады ниже по уровню, но продолжают легкий ритм архитектурных форм портала за счет больших плоскостей застекления главного фасада и боковых стен, украшенных нишами с рельефами, плетением в оконных проемах и росписями в широких простенках. Венчают здание легкие ажурные резные парапеты. Ажурный барьер был установлен и по периметру площадки при основании здания.

Богатую цветовую палитру, особенно в нише главного фасада, создают майоликовые вставки и барельефы в нишах, терракотовые и майоликовые пояса, витраж шебеке в проемах окон. Шебеке – это национальное искусство, представляющее собой витражи из мельчайших разноцветных стекол и деревянных деталей, которые составляют сложный геометрический рисунок. Они применялись в архитектуре Азербайджана с древних времен. Узоры шебеке символизируют солнце, энергию жизни, вечный поток времени и бесконечность Вселенной.

Несколько вытянутые боковые фасады выглядят облегченными за счет двух ярусов: центральная часть задания возвышается над нижней. Ясным живописным ритмом выделяются стены, в которых стрельчатые формы сочетаются с прямоугольными.

Стрельчатые ниши заполнены тонким лепным орнаментом в виде вазонов с пышными виноградными лозами и другими плодами азербайджанской земли, а прямоугольные – росписью водяными красками по песчанику. Цветные росписи отражают сцены из жизни республики с чабанами, виноградарями, овцеводами и так далее. Те же архитектурные мотивы украшают задний фасад павильона. Позади павильона располагался цветник с большим аквариумом, в котором плавали живые рыбы.

Shutterstock/FOTODOM

От нефтедобычи до вычислительной техники: послевоенная история павильона

Во время Великой Отечественной войны павильоны ВСХВ законсервировали. А в некоторых разместили цеха военно-ремонтного завода №20. Жилой фонд выставки занимали рабочие и служащие военно-оборонных предприятий.

В 1948 году Совет министров принял решение возродить ВСХВ и там развернулась большая реконструкция. В павильоне «Азербайджанская ССР» был проведен капитальный ремонт для устранения последствий запустения, в том числе были реконструированы боковые стилобаты и входная лестница.

В 1959 году большая часть павильона стала представлять промышленные достижения республики. Основная отрасль промышленности республики – нефтедобыча. В павильоне демонстрировались действующая модель установки для сверхглубокого бурения, макет промысла закрытого сбора нефти и газа, ряд приборов для добычи и контроля, представлены действующие схемы автоматизации процессов добычи нефти. В разделе сельского хозяйства основной темой был хлопок.

В том же году к заднему фасаду была пристроена стеклянная оранжерея – зимний сад, где произрастали растения, привезенные непосредственно из республики.

В 1964 году, после перехода ВДНХ на отраслевой принцип показа, павильон стал называться «Вычислительная техника». Внутреннее убранство было сильно упрощено, частично ликвидированы национальные мотивы. Экспозиция демонстрировала посетителям новейшие разработки советских конструкторов в производстве электронно-вычислительных и управляющих машин. Внешний вид павильона при этом не изменился, лишь на фасаде было укреплено его новое название.

В 1967 году была проведена реконструкция павильона. Главный фасад был закрыт глухим металлическим коробом с остекленным первым этажом, проект которого разработала архитектурная мастерская ВДНХ СССР под руководством архитектора Леонида Мариновского. Это архитектурное решение было одним из ранних и не самых удачных опытов освоения модернистской эстетики в СССР. На новом фасаде были размещены металлические буквы «ВТ» (вычислительная техника).

В 1990-е годы площади павильона были сданы в аренду под торговые помещения. Также в здании функционировал небольшой музей восковых фигур. В те годы вся территория ВДНХ была похожа на стихийный рынок.

Однако после 2014 года началось постепенное возрождение азербайджанского павильона с его уникальным национальным колоритом. Руководство России предложило странам СНГ взять бывшие павильоны республик СССР в аренду на 50 лет за символическую плату. Но взамен за свой счет восстановить прежний вид зданий. В 2014 году было подписано межправительственное соглашение о создании национального центра Азербайджанской Республики в павильоне № 14. В том же году был демонтирован фальшфасад главного входа павильона, и взору посетителей впервые за почти 50 лет предстал слегка обветшавший, но по-прежнему прекрасный входной портал – высокий и легкий, с двумя восьмигранными колоннами и сталактитовым полукуполом.

Ремонтные работы шли пять лет. Реставраторы восстановили все лучшее, что было заложено в изначальной идее азербайджанских архитекторов, строивших павильон в далеком 1936 году. После модернизации и технического переоснащения внутреннее пространство павильона стало представлять собой светлый и просторный шоурум. На его территории действует торгово-выставочный центр Азербайджанской Республики, проводятся специализированные выставки и презентации предприятий промышленности. А также проходят концерты и другие культурные мероприятия.

Сегодня деятельность центра направлена на культурное и деловое представительство Азербайджана в России и развитие сотрудничества между нашими странами в самых разных областях.

Shutterstock/FOTODOM