Спортивные историки утверждают: вольная борьба зародилась в Великобритании, развивалась в США, а вот национальным спортом стала на Северном Кавказе. К примеру, в Дагестане или Северной Осетии в секцию борьбы ходит едва ли не каждый второй мальчишка. Неудивительно, что именно эти два региона приносят в олимпийскую копилку России больше всего «борцовских» наград.
В Северной Осетии часто шутят, что здесь дети сначала учатся бороться, а только потом ходить. И в этом лишь доля юмора: родители с малых лет записывают сыновей в борцовские секции. На олимпийский пьедестал суждено подняться единицам. Но вольная борьба – хороший трамплин в другие единоборства и даже в депутатское кресло.
Любовь к борьбе на Северном Кавказе видна по количеству дворцов спорта и физкультурных комплексов. В столицах регионов, райцентрах и даже отдаленных горных селениях обязательно есть зал для занятий борьбой. В крайнем случае стелят маты на волейбольной площадке.
В небольшой Северной Осетии секции посещают около восьми тысяч детей. В рекордсменах по количеству борцов и тренеров на душу населения – Дагестан. В регионе более 130 секций, вольной борьбой занимаются около тридцати тысяч мальчиков. Неслучайно дагестанцы называют свою республику «территорией поломанных ушей».
Есть и те, кому не повезло со спортивной секцией. Но если родители отдали на футбол, а похожим на борца хочется быть, есть выход. В последние годы спросом пользуется услуга ломания ушей. Именно по этому характерному внешнему признаку легко отличить борца.
Борцовские уши не редко обидно называют «пельменями», но это единственная спортивная травма, которую многие мальчики мечтают получить.
В социальных сетях несколько сотен предложений «сломать уши». За свои услуги «косметологи» берут от одной тысячи рублей. При этом сломать правое ухо дороже – «его видно из окна машины», а значит эффект больше.
Осетинская и дагестанская школы вольной борьбы десятилетиями конкурируют. Пределом мечтаний мальчишек становятся Олимпийские игры. Между двумя спортивными республиками пока приблизительный паритет.
Конкуренция серьезная и внутри регионов. Дагестанские спортсмены утверждают, что выиграть чемпионат республики гораздо сложнее, нежели чемпионат Европы. Ковер оказывается слишком тесен. Многие вольники вынуждены «мигрировать» в другие регионы или вовсе менять спортивное гражданство. На последней Олимпиаде в Токио в финале встретились дагестанец Магомедхабиб Кадимагомедов, выступающий за Беларусь, и осетин Заурбек Сидаков. За Азербайджан выступали осетин Хетаг Гозюмов и дагестанец Шариф Шарифов. Список можно продолжать долго.
Несмотря на смену спортивного гражданства, тренируются вольники все равно в России. Одна из кузниц будущих чемпионов – Академия вольной борьбы во Владикавказе. Построил ее двукратный олимпийский чемпион Махарбек Хадарцев. Вспоминает, что пришел в борьбу по нынешним меркам поздно, но вовремя.
«Классе в девятом брат привел меня в зал, где он тренировался. Тренер увидел меня и спросил, не хочу ли я бороться. Я сказал, что нет, я деревенский парень, там у нас в селе много работы. Ну, он приезжал к моим родителям, отпрашивал меня. И где-то через год он уговорил моих родителей, чтобы они меня отпустили на занятия вольной борьбой», – вспоминает двукратный чемпион Олимпийских игр.
Сегодня в академию приезжают не только российские борцы, на сборах бывают и команды из других страны. Это возможность не только перенять опыт, но и провести несколько недель спаррингов с лучшими борцами мира.
Селение Ногир Северной Осетии – необычное место. Оно даст фору любому залу спортивной славы. Дело в том, что на двенадцать тысяч населения здесь приходится четыре чемпиона Олимпийских игр. Трое из них – представители школы вольной и греко-римской борьбы, один – тяжелоатлет.
Бюсты спортсменов-олимпийцев стоят в ряд у здания местной администрации. Кто эти «спартанцы»? Тимур Таймазов – обладатель золотой медали по тяжелой атлетике, борец вольного стиля Эльбрус Тедеев. Позолотил медаль для российской команды по греко-римской борьбе Алан Хугаев. И наконец, вольник Артур Таймазов – олимпийский чемпион в составе сборной Узбекистана.
Титулованный спортсмен Артур Таймазов уже сменил спортивное трико на деловой костюм, а борцовский ковер – на известное здание Государственной Думы.
Привилегии знаменитые спортсмены получали еще в советское время. В наши дни главный вид спорта на Кавказе становится важным и едва ли не единственным социальным лифтом для мальчишек. Десятки бывших борцов находят себя не только на тренерском поприще, но и в политике и бизнесе.
Депутатами Госдумы в разные годы были осетинские вольники Махарбек Хадарцев, Арсен Фадзаев, чеченец Бувайсар Сайтиев, дагестанцы Гамид Гамидов и Мурад Гаджиев.
В борцовском клубе «Аланы» во Владикавказе на коврах очень тесно. И так каждый день. Олимпийский чемпион по вольной борьбе Хаджимурат Гацалов решил отменить свою тренировку. Мальчишкам внимание наставников сейчас важнее.
«Я сам состоялся именно благодаря этому виду спорта. В Северной Осетии ведь в каждом селе есть ковер, тренер, мальчишки занимаются. Если бы не было борьбы, я не знаю, кем бы я был и чем бы я занимался», – говорит олимпийский чемпион 2004 года.
Сам Хаджимурат пришел в вольную борьбу в 13 лет. Родные дяди занимались этим видом спорта. Да и в селении Чикола, где жила семья Гацаловых, особо было не разгуляться – на танцы ходили только девочки.
«До 13 лет мы жили в Центральной Азии. Вот как переехал в Северную Осетию, можно сказать, на следующий день пошел в борцовский зал. А борьба – это был единственный такой вид спорта, куда все мальчишки, все мои друзья ходили. Поэтому я сразу начал заниматься и быстро втянулся», – признается Гацалов.
За плечами Хаджимурата – триумфы на чемпионатах Европы и Мира, Олимпийских играх. Борьба открыла для него большие дороги. Сейчас по пути чемпионов-вольников идут тысячи мальчишек на всем Северном Кавказе.
Фото: Аллан Себетов
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет
Читайте также: