«Мы были молодые, голодные, холодные, не топили, репетировали в пальто, курили самосад, чтобы заглушить голод» – это строки из блокадных воспоминаний работников театра, который открылся 18 октября 1942 года в Ленинграде. В мировой театральной истории нынешний Санкт-петербургский академический драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской занимает особое место. Он – единственный в мире, открывшийся не просто в годы Великой Отечественной войны, а в блокадном городе. Оттого театр сразу получил у ленинградцев неофициальное, но почетное имя «Блокадный» вместо официально-безликого «Городской».
Театр имени Веры Комиссаржевской и сегодня занимает то самое помещение, в котором 80 лет назад поставил свой первый спектакль – «Русские люди» по пьесе Константина Симонова. Это знаменитый питерский Пассаж на Итальянской улице, 19. Зал достался ему в наследство от целой череды других театров. Вплоть до начала ХХ столетия в театральном зале Пассажа выступали самые разные театральные труппы, а также знаменитые драматурги и писатели. И только в 1904 году постоянную «прописку» здесь получил Драматический театр Веры Комиссаржевской, основанный знаменитой актрисой после ухода из Александринского театра.
Театр Комиссаржевской просуществовал всего два года, после чего сцена вновь стала переходящей. Дольше всех ее занимал Театр-студия Сергея Радлова, в 1939 году ставший Театром имени Ленсовета. Последний спектакль его актеры, уезжавшие в эвакуацию, показали в конце января 1942 года – и отправились на Большую землю.
Но блокадный Ленинград сопротивлялся врагу не только силой оружия. Не меньшее значение имела и сила духа ленинградцев. И потому после первого блокадного лета, когда стало понятно, что город не только выжил, но и начал приходить в себя, театр решено было восстановить. За это взялись отказавшиеся ехать в эвакуацию актеры Радиокомитета и Театра драмы им. Пушкина.
Нельзя сказать, что сама идея восстановить театральные постановки в городе, который пережил смертельную зиму 1941-42 годов, была чем-то из ряда вон выходящим. В Ленинграде даже в самые трудные дни продолжали давать спектакли Театр музыкальной комедии, Театр Балтийского флота и организованный в октябре 1941 года (правда, без своей сцены) Театр народного ополчения; выступал с концертами Симфонический оркестр Радиокомитета, работала городская филармония. Но мысль о том, чтобы создать именно новый театр, поначалу показалась многим невероятной. И продолжала казаться такой – вплоть до 18 октября 1942 года.
Новый театр назвали «Городским» – видимо, не очень понимая, какой будет его судьба после освобождения Ленинграда. Труппу собрали буквально с бору по сосенке по городским театрам. В нее вошли не только артисты Радиокомитета и театра имени Пушкина, но и Нового ТЮЗа, а также Театра народного ополчения, к тому времени ставшего агитвзводом Дома Красной армии.
Выбор премьерной постановки был продиктован временем – и требованиями ленинградцев. После того, как по Ленинградскому радио прозвучала пьеса Константина Симонова «Русские люди», жители блокадного города завалили редакцию просьбами повторить передачу. Вместо этого решено было поставить премьеру в новом театре. А свои роли участники спектакля учили по вырезкам из газеты «Правда», где с продолжением печаталась пьеса.
«Городской театр», тут же переименованный ленинградцами в «Блокадный», дал премьеру 18 октября 1942 года. Время начала спектакля было непривычно ранним: пять часов вечера. Сделали это для того, чтобы зрители и артисты успели вернуться домой до наступления комендантского часа, начинавшегося в 22.00. Тем более что истощенные голодом люди передвигались очень медленно, а оставшийся транспорт ходил с большими промежутками.
Премьера прошла с оглушительным успехом. «Поднялся занавес. На сцене – русские люди. Они же – в переполненном зрительном зале – в шинелях, матросских бушлатах, в рабочих спецовках и ватниках, – писала о первом спектакле «Городского театра» газета «Известия». – Ленинградцы воспринимают пьесу «Русские люди» Константина Симонова как живую быль, как повесть об их собственных мыслях и чувствах».
После этого «Блокадный» театр уже не прекращал работу. Хотя условия, в которых приходилось работать его артистам, были порой нечеловечески трудными. Прежде всего, нередко спектакли приходилось прерывать из-за артиллерийских обстрелов и бомбежек. Тогда все, и зрители, и актеры спускались в бомбоубежище, а после отмены тревоги доигрывали и досматривали постановку.
Случалось и иначе. Однажды, как вспоминал позднее актера «Блокадного театра» Александр Янковский, один из снарядов разорвался неподалеку от театра – и в здании погас свет. «Сцена и зрительный зал погрузились во тьму, – рассказывал артист. – Но не произошло никакой паники. Только небольшое замешательство на сцене: что делать? Как играть дальше? Вдруг из тьмы зрительного зала на сцену прорезался яркий лучик карманного фонарика, за ним второй, третий, пятый, десятый. Они возникали, как звезды на небе. Свет массы карманных и аккумуляторных фонарей дал возможность доиграть акт до конца».
Не меньше проблем доставлял холод. Как вспоминали очевидцы, «публика сидела одетой, а вот артистам приходилось играть в легких костюмах. Когда танцовщица Нина Пельцер почувствовала, что отмораживает ноги, ей выписали пару огромных мужских валенок». Но все эти неприятности не лишали вдохновения коллектив единственного в мире блокадного театра. «Мы были молодые, голодные, холодные, не топили, репетировали в пальто, курили самосад, чтобы заглушить голод, – рассказывала осветитель театра Тамара Чистякова. – Дружные были люди: утром все вместе – и артисты, и технические работники – занимались ремонтом, а вечером шли репетиции. Если кто терял карточку – помогали».
Репертуар «Блокадного» театра составляли в первую очередь актуальные пьесы советских драматургов, посвященные Великой Отечественной войне. Среди них были и премьерные «Русские люди» Константина Симонова, и его же пьеса «Жди меня», «Фронт» Александра Корнейчука и «Нашествие» Леонида Леонова. Ставили и классику: «Женитьба Белугина» Александра Островского и «Евгения Онегина» Петра Чайковского.
В 1944 году, после освобождения Ленинграда, «Блокадный» театр получил новое имя: Ленинградский драматический театр. А 15 лет спустя ему присвоили имя Веры Комиссаржевской, подчеркнув преемственность театрального зала в Пассаже. Это имя театр носит и сегодня, хотя питерские старожилы по-прежнему с большим уважением называют его «Блокадным».
Подробнее в сюжете: Блокада Ленинграда
Читайте также: