В России отмечается День Северного морского пути. 90 лет назад было образовано управление Севморпути. Это сейчас ледоколы – обыденность, а раньше для исследователей преодоление ледяного маршрута было сродни полету на другую планету. О прошлом и перспективах настоящего северного пути рассказывает корреспондент «МИР 24» Елена Ширяева.
Льды Карского моря, дальше – только Северный полюс. Атомный ледокол «Сибирь» рубит коридор, по которому в районы Крайнего Севера пойдут суда с самым необходимым: топливом, продуктами, медикаментами. Обратно – полезные ископаемые.
«Основная задача – это поиск пути, как нам пройти, чтобы избежать наиболее тяжелых участков. Мы ищем дорогу, поворачиваем», – рассказывает вахтенный помощник капитана ледокола «Сибирь» Евгений Жильцов.
Ледокол «Сибирь» – последнее слово в судостроении. Его спустили на воду в 2017-м, а годом раньше со стапелей сошел его старший брат «Арктика» – головной атомоход проекта. «Якутия» присоединилась к атомному флоту России в этом году. Длина 173 метра, высота 52. Рассчитан на 40 лет работы во льдах Арктики.
Плавучим гигантам по зубам трехметровый лед. Все благодаря прочной конструкции и двум реакторам. Их энергии хватило бы на крупный город. Могут работать на мелководье, в устьях полярных рек и обеспечивать круглогодичную навигацию в Арктике.
Северный морской путь начинается в незамерзающем порту Мурманска, проходит через пять морей Северного Ледовитого океана. От пролива Карские ворота до бухты Провидения на Чукотке почти шесть тысяч километров по льдам. И это кратчайший путь из Европы в Азию.
«Именно Северный морской путь может стравить это давление, снять напряжение с наземных путей – БАМа и Транссиба, позволить европейским грузоотправителям поднимать по железнодорожным путям и по рекам свои грузы в северные порты», – поясняет министр по развитию Арктики и Дальнего Востока Алексей Чекунков.
Сейчас основной пользователь Северного морского пути – предприятие «Норникель». Из Заполярья на «большую землю» вывозят металлы, которые там добывают.
«Северный морской путь – это не просто транспортная артерия, это жизненная артерия. Поскольку с Норильском нет ни железнодорожного сообщения, ни автомобильного, то возможность перевозки грузов есть только водой: короткое летнее «окно» по Енисею и круглогодичное – по Северному морскому пути», – подчеркивает старший вице-президент ПАО ГМК «Норильский никель» Сергей Дубовицкий.
В разное время покорить Северный морской путь пытались английские, шведские, русские мореплаватели. Преодолеть льды за одну навигацию впервые удалось лишь советским исследователем в 1932 году. Дальше начались экспедиции и строительство полярных станций. В XXI веке технологии освоения Северного морского пути шагнули вперед.
«Северный полюс» – дрейфующая лаборатория. Благодаря необычной форме, похожей на яйцо, льды сдавить ее не могут. Внутри – кабинеты, столовая, кинотеатр, сауна с бассейном, поликлиника. Все для комфортного исследования сурового региона.
«Там 34 сотрудника экспедиции и 14 членов экипажа могут находиться в течение двух лет, то есть можно взять топлива на два года и спокойно дрейфовать в Арктике», – говорит директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.
Освоение Северного морского пути – это и развитие северных регионов. В поселке Сабетта в Ямальском районе в начале 2000-х проживало 19 человек. Сейчас – почти три с половиной тысячи. Массово стали строить школы, больницы, детские сады. Крайний север становится не только пригодным для жизни, но и привлекательным.
Ранее сообщалось, что 2022 год стал в Арктике одним из самых влажных за всю историю метеонаблюдений.
Подробнее в сюжете: Борьба за Арктику