Объемы прямых инвестиций в экономику стран ЕАЭС растут. Подробнее итоги года обсудили на телеканале «МИР 24» с официальным представителем Евразийской экономической комиссии Ией Малкиной.
По словам Михаила Мясниковича, главы Евразийской экономической комиссии, объем прямых иностранных инвестиций в экономику Армении вырос почти в 5 раз, Беларуси в 1,6 раза, Казахстана в 2 раза, Кыргызстана в 1,9 раза. Объясните, как удалось добиться таких результатов в условиях санкционного давления и турбулентности на мировых рынках?
– Эти цифры абсолютно достоверные и подтверждаются нашими статистическими данными. И для объяснения причин таких цифр можно назвать, в первую очередь, то, что государства-члены Евразийского экономического союза определяли приоритет, и у каждого он свой. Если в Армении приоритетами являлась финансовая, страховая деятельность, то в Беларуси это промышленность, в Казахстане – горно-добывающая промышленность, металлургия, в Кыргызстане – металлургия. И отсюда, в определенной степени, и зависел тот уровень иностранных инвестиций, который вы назвали.
Но, с другой стороны, начиная практически с конца февраля этого года, для обеспечения достаточно устойчивого функционирования общего рынка, на уровне комиссии регулятором принимались оперативные антикризисные меры. Были обнулены ввозные таможенные пошлины в отношении более, чем 1300 товарных групп. И по сути, это представляло собой поддержку компаний всего Евразийского экономического союза на сумму около 2 млрд долларов США. Для того, чтобы насытить внутренний рынок продовольствием и сырьем для социально значимых отраслей, принимались меры по корректировке ставок пошлин, по установлению тарифных льгот на отдельные виды продуктов. Приведу дополнительно несколько цифр. Так, в период фактически с января по ноябрь 2022 года в сфере таможенно-тарифного регулирования было принято около 69 актов органов союза.
И среди ключевых мер можно выделить решение комиссии по обеспечению режимов ускоренной регистрации лекарственных препаратов. До сих вопрос остается очень востребованным на нашем внутреннем рынке. Повышение порога беспошлинного ввоза товаров для физических лиц. И значительное расширение взаимного доступа к госзакупкам государств-членов друг друга. Ну и ряд других.
В начале июня в Министерстве экономики России был сделан прогноз о том, что совокупный ВВП государств ЕАЭС увеличится в 2022 году на 2,5%: Армении, Беларуси, Казахстана и России. В декабре можно сказать, что прогноз был корректным?
– В принципе, тот небольшой спад ВВП, который на сегодняшний день прогнозируется по итогам года, по оценкам наших экспертов, составит примерно от 2,2% до 2,9%. И, несмотря на такое наблюдающееся некоторое снижение ВВП, в первую очередь за счет экономических показателей и экономической активности Беларуси и России, по объективным причинам мы видим, что экономическая активность в Армении в январе-сентябре этого года выросла более чем на 14%. ВВП Казахстана вырос почти на 3%, Кыргызстана на 7,2%. И, по оценкам экспертов Евразийского экономического союза, сохраняется большой дотационный потенциал. И мы в общем-то предполагаем, что компенсировать имеющиеся сложности возможно за счет взаимной торговли и развития кооперационных связей, на что сейчас делается большой акцент в рамках вопросов евразийской интеграции.
И какой показатель объемов взаимной торговли между странами ЕАЭС? Сохраняется тенденцию роста?
– Да, вы знаете, несмотря на то, что в прошлом году объем взаимной торговли внутри союза вырос фактически на треть, то есть достаточно значительный был рывок, в этом году у нас все равно наблюдается прирост почти на 12% к достаточно высокой базе прошлого года. И хотелось бы отметить, что рост взаимной торговли наблюдается не только внутри союза между государствами, но и мы видим и возросшую активность государств-наблюдателей. В частности, на заседании высшего совета 9 декабря этого года премьер-министр Узбекистана проинформировал о том, что взаимный товарооборот республики Узбекистан со странными союза вырос более, чем на треть. Это тоже очень хорошие цифры.
А насколько успешно решались задачи интеграционной повестки?
– В первую очередь, хотелось бы отметить, что в уходящем году в органах Союза председательстовала Кыргызская республика. И именно она задавала вектор интеграционной повестки. Мы разработали соответствующий план мероприятий, и особое внимание в предложениях Кыргызстана уделялось увеличению доли расчетов по взаимной торговле в национальных валютах. И показатели этого года весьма неплохи. В 2021 году доля платежей в национальных валютах во взаимных расчетах составляла 73,5%. Эта цифра часто упоминалась в наших различных информационных блоках, но в текущем году она достигла порядка 80%. То есть работа в значительной степени продвигается.
Еще один важный акцент, который был сделан Кыргызской республикой, – это целевое финансирование догоняющих экономик. И в этой связи на площадке комиссии очень активно ведется разработка проектов концепций соглашения о создании консорциума национальных институтов стратегического развития государств-членов.
Конечно же, итоги 2022 года невозможны без рассмотрения вопросов по устранению барьеров на внутреннем рынке союза. Этот вопрос также обсуждался на прошедшем заседании глав государств-членов. И в 2022 году у нас было устранено пять барьеров и препятствий с признаками барьеров. В октябре этого года главы правительств поддержали предложение комиссий и государства члены взяли на себя определенные обязательства по устранению в первом квартале 2023 года имеющихся 11 барьеров.
Также в этом году мы очень активно работали по выполнению мероприятий стратегии 2025. Прежде всего тех мероприятий, которые касались политики импортозамещения, перехода на расчеты в национальной валюте, развития инфраструктуры, создания в рамках союза цепочек добавленной стоимости, обеспечения продовольственной безопасности. И, благодаря нашим активным мероприятиям, за два года действия стратегии из более чем 380 мероприятий уже выполнено 160. То есть более 45% за два года из пяти.
Хотелось бы подчеркнуть и ту работу, которая была направлена на углубление интеграции в реальном секторе экономики союза. Главы правительств в Ереване, по итогам обсуждения вопросов, поддержали предложение комиссии о финансировании и утвердили консолидированные подходы по дальнейшей выработке наднациоальных механизмов и инструментов поддержки промышленных операционных проектов. Это очень важный вопрос, который очень активно обсуждался всеми экспертами государств-членов, и мы очень рады, что итоговые решения были приняты.
В каких секторах союзной экономики удалось добиться наилучших результатов?
– Я бы выделила два ключевых блока. Это, безусловно, промышленное производство. Оно в этом году выросло и составило почти 1,2 трлн долларов США, или 100,3% к уровню 2021 года. Это очень важный результат. Мы не замедлили свое промышленное производство, предприятия работают, есть рабочие места. И мы можем говорить о том, что наши экономики выдерживают то давление, которое оказывается в целом на государства-члены союза.
То же самое касается и производства сельскохозяйственной продукции. Мы знаем о том, что вопросам продовольственной безопасности уделяется огромнейшее внимание руководителями всех органов Союза. И, конечно же, мы можем быть удовлетворены цифрой 139,2 млрд долларов США, которая увеличилась более чем на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть в этом году мы все-таки уверенными темпами прирастаем. Ну и, конечно же, цифры, которые касаются нашей социальной жизни, – это численность безработных, которая сократилась в этом году более чем на 18%. Это и рост среднемесячной заработной платы, которая увеличилась по сравнению с прошлым годом во всех государствах союза. Эти цифры позволяют говорить о том, что эти результаты как минимум нас удовлетворяют.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: