Во вторник, 27 декабря, стало известно, что Вооруженные силы Сербии приведены в состояние максимальной боевой готовности – об этом сообщил министр обороны страны Милош Вучич. Ранее в состояние полной боевой готовности была приведена армия самопровозглашенной республики Косово. Обстановка в Косово и Метохии резко обострилась в начале месяца: как сообщал телеканал «Мир», косовский спецназ начал захватывать помещения избирательных комиссий на севере края. После около 350 полицейских из Косова зашли на север автономного края и арестовали нескольких сербов (бывших силовиков) по обвинениям в преступлениях, совершенных в конце 1990-х. В ответ сербское население перекрыло баррикадами трассы в нескольких населенных пунктах.
Доцент кафедры истории южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Путятин рассказал MIR24.TV, когда и почему в сербском регионе этнический состав изменился в пользу албанского населения.
«Соотношение населения меняется не одномоментно. Можно выделить несколько факторов, повлиявших на этнический состав региона, – это Первая и Вторая мировые войны, а если углубиться в историю, то еще в XVII веке было Большое (или Великое) переселение сербов, когда несколько десятков тысяч человек бежали с территории Османской империи, которая заняла Старую Сербию, – впоследствии это Косово и Метохия. Во время Второй мировой войны среди албанцев было движение баллистов. Одно время они выступали за объединение албанских земель, затем стали активно сотрудничать с Третьим рейхом – то есть это такое коллаборационистское движение националистического толка. И основная цель была – так или иначе изгнать сербов, борьба против сербского влияния. Отчасти это было связано с событиями Балканских войн и Первой мировой войны, в результате которых территории Старой Сербии, Косово и Метохии вошли сначала в состав Королевства Сербия, а затем – Королевства сербов, хорватов и словенцев», – рассказывает историк.
Во второй половине ХХ века на соотношение сербов и албанцев в регионе повлияла политика лидера Югославии Иосипа Броз Тито, который жертвовал интересами сербов в интересах всего государства, считает Владимир Путятин:
«Дальше процесс был специфичный, связанный с особенностями развития социалистической Югославии. Это государство носило федеративный характер, и в его рамках в республике Сербия выделились две автономные области: автономный край Воеводина и автономный край Косово и Метохия. Связано это было с попыткой решения национального вопроса, поскольку констатировалось, что королевская Югославия не смогла справиться с межнациональными противоречиями. Основные противоречия были между сербами и хорватами, но на территории Косово и Метохии они тоже намечались. В результате событий Второй мировой войны мы видим и гражданскую войну, и межэтнические столкновения между всеми народностями, которые входили в состав Югославии. Коммунисты во главе с Иосипом Броз Тито решили идти по принципу федерального строительства государства, учитывая именно национальный характер тех или иных регионов. Так появились республики Словения и Македония».
Иосип Броз Тито, возглавлявший Югославию с 1945-го по 1980 год, хотел видеть Албанию в составе Балканского государства и способствовал переселению на территорию Сербии албанского населения.
«У Тито и в принципе компартии Югославии были самые тесные отношения с коммунистами в Албании, и послевоенная Албания входила в зону югославского влияния. Этим было обусловлено и такое внимание Тито к албанскому вопросу, и его политика по отношению к албанцам. Она была продиктована его желанием создать Балканскую федерацию, в которую могла войти Албания. В связи с этим по отношению к албанцам проводилась крайне лояльная политика. После того как произошел советско-югославский разрыв отношений, а затем и разрыв отношений между Тираной и Белградом, многие тысячи албанских беженцев как раз широко принимались со стороны Югославии. Считается, что в результате этого баланс был окончательно нарушен: край все более приобретал албанские черты. В 1980-е годы в Косово произошел демографический бум, связанный с албанским населением. Косово и Метохия стали одной из самых «молодых» областей в рамках Югославии», – отмечает историк.
Поскольку исторически Косово и Метохия были скорее «дотационным» регионом, рост населения обострил вопросы, связанные с безработицей и трудоустройством молодого населения, на фоне чего обострились социально-экономические, политические сложности, с которыми столкнулась Югославия после смерти Иосипа Броз Тито.
«При Тито интересы сербского населения были подчинены, как он считал, национальным интересам всей Югославии. В этой игре он скорее проиграл, потому что Югославия так и не получила влияния на Албанию. По мнению сербских историков, этот вопрос выходит за рамки Косово и Метохии, он связан с самим существованием Югославии. Политика была следующей: чем слабее Сербия, тем сильнее Югославия. Исходя из этой модели, получалось, что сербские интересы даже не просто не учитывались, но ущемлялись в интересах всей Югославии. В Косово эта политика привела к доминированию албанского населения, которое, наверное, закономерно требует больше прав и свобод, в том числе республиканского статуса для себя. Другое дело, что это накладывается на непростые исторические обстоятельства – еще в конце XIX века существовала так называемая Призренская лига, которая выдвигала идею объединения албанских земель в одно государство Великая Албания. Эти идеи появлялись с завидным постоянством, что вступало в очевидное противоречие с интересами сербского населения», – резюмирует Владимир Путятин.