1 марта 2016 года в Казахстане появился новый праздник – День благодарности. Символом данного праздника является одно из самых важных человеческих чувств – выражение благодарности за помощь, поддержку, умение пожертвовать самым дорогим для спасения ближнего.
Так получилось, что именно на долю Казахстана выпала миссия стать новым домом для миллионов людей различных этносов и вероисповеданий. Тысячи и тысячи биографий предков нынешних казахстанцев содержат строчки: «был выслан», «переселен», «депортирован» на территорию Акмолинской, Тургайской, Карагандинской и других областей нашей страны. Это происходило в самые непростые, а зачастую трагические моменты истории.
Переселенцы, Тургайская область. Фото Центрального государственного музея РК
В конце XIX – начале XX века казахские земли приняли первых переселенцев – безземельных крестьян из российских и украинских деревень. Множество людей прибыли своим ходом из суровых сибирских краев в надежде обрести пристанище и начать трудиться на новой благодатной земле. Помимо крестьян, перевезены сюда были и военнослужащие – для охраны юго-восточных рубежей Империи.
Переселенцы, Тургайская область. Фото Центрального государственного музея РК
Вторая волна переселенцев прибыла в Казахстан во время коллективизации 1927–1937 годов.
Русские крестьяне разных селений Пишпекского округа выехали пахать отведенный им участок, 1926 г. Фото Центрального государственного музея РК
В то страшное время повсеместно проводилось насильственное объединение хозяйств и земельных угодий. Зажиточных крестьян объявляли кулаками, лишали имущества и массово высылали из обжитых мест, чаще всего именно в Казахстан.
Хозяйство переселенцев. Фото Центрального государственного музея РК
Переселенцы на новых местах. Фото Центрального государственного музея РК
На это время пришлась одна из самых трагических страниц истории – голод 1931–1932 годов, во время которого погибли 1,75 миллиона человек.
Затем следует не менее сложный период переселения народов в предвоенные, военные и послевоенные годы. На основании абсурдных обвинений в шпионаже в Казахстан были депортированы корейцы, поляки, немцы, чеченцы, ингуши, греки, турки, курды, армяне, карачаевцы, балкарцы, турки-месхетинцы и представители других национальностей.
Депортированные курды из Нахичеванской АССР с. Каска-Булак, Жамбульская обл. Фото Центрального государственного музея РК
Депортировали людей в невыносимо тяжелых условиях, спешно вывозили в товарных вагонах, не дав возможности собраться в длительную дорогу. Не все пережили этот путь, а тех, кто выжил, зачастую просто оставляли в степи, не обеспечив едой и кровом.
Здесь и проявилось милосердие казахского народа. Жители близлежащих аулов стали забирать к себе семьи вынужденных переселенцев, спасая их от холода и голода. В и без того сложные и голодные времена деды и прадеды нынешнего поколения казахстанцев делились с несчастными людьми последним куском хлеба, пиалой сорпы или кипятка и, конечно, теплом своей души. Десятки тысяч человеческих жизней были спасены.
Транспорт с заключенными из лагеря в Джезказгане, 1956 г. Фото Центрального государственного музея РК
Множество людей прибыли в Казахстан во время Великой Отечественной войны в качестве эвакуированного населения из особо пострадавших регионов СССР. Вместе с детьми и стариками переезжали в Казахстан заводы, фабрики, культурные учреждения.
Эвакуированные из Польши дети перед отправкой на родину, г. Павлодар, 1946 г. Фото Центрального государственного музея РК
На территории современного Казахстана было расположено несколько лагерей, где отбывали наказание осужденные, в том числе по политическим мотивам, которые впоследствии были реабилитированы.
Все знают историю о том, как местные жители-степняки бросали в заключенных женщин из Акмолинского лагеря жен изменников родины (АЛЖИР) белые камни. Измученные узницы вначале с болью восприняли этот жест, им и без того приходилось плохо. Но потом кто-то вдруг сказал: «Девочки, это не камни, это комочки кислого творога, он, кажется, курт называется!» Действительно, это был курт, которым казахи, не привлекая внимания конвоиров, подкармливали исхудавших женщин, чтобы спасти их от голодной смерти.
Такие истории помощи, сострадания и милосердия стали основой нынешнего праздника. Взошедшее в тяжелейших условиях дерево гостеприимства проросло и расцвело, заботливо накрыв своей кроной представителей более 120 национальностей. После того как в 80–90-х годах прошлого века депортированные народы были реабилитированы, многие из представителей этих этносов предпочли остаться в приютившей их Казахской Республике. У многих здесь родились дети и внуки.
Представители корейской диаспоры Казахстана и дипкорпуса посольства Республики Корея в Казахстане, 1997 г. Фото Центрального государственного музея РК
Современный Казахстан – страна, где дружба народов возведена практически в национальную идею. 1 марта 1995 года была основана Ассамблея народа Казахстана – уникальная организация, основными целями и задачами которой являются всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народа страны, а также формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия.
Группа поляков, депортированных в 1936 г. из Западной Украины в Алма-Атинскую обл., на встрече с ксендзом из Польши, 1958 г. Фото Центрального государственного музея РК
«В этот день мы отдаем должное уважение всем казахстанцам, в первую очередь казахской национальности, другим коренным жителям Казахстана, которые в свое время дали кров, поделились пищей и помогли пережить момент первого самого тяжелого периода проживания, – рассказывает заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана Закиржан Кузиев. – Мы каждый год отмечаем День благодарности, благодарим народ, страну за то, что так тепло приняли многие национальности. Поэтому этот праздник для этносов считается таким значимым».
Закиржан Кузиев, заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана. Фото пресс-службы Ассамблеи народа Казахстана
«Если взять нашу уйгурскую семью, наши родители переселились сюда в 1956 году после культурной революции в Китае. Здесь родились десять детей. Они сегодня все работают на благо Казахстана, народ которого обогрел, дал кров и возможность сегодня развиваться, – продолжает Закиржан Кузиев. – Что касается уйгурского этноцентра, то, наверное, ни в одной стране мира уйгуры себя не чувствуют так хорошо, как в Казахстане. У нас есть возможность учиться на своем языке, в стране действуют порядка 66 уйгурских школ, есть свой академический театр. Сегодня уйгурская диаспора сохраняет свою идентичность – язык, быт, традиции. При этом все мы остаемся казахстанцами».
День памяти – 50 лет со дня выхода Указа Верховного Совета СССР «О выселении немцев, проживающих в районах Поволжья от 28/08-41г» в г. Алматы. 1991 г. Фото Центрального государственного музея РК
В стране действуют множество национальных культурных центров и домов дружбы, где от старейшин к подрастающему поколению передается сохранение обычаев, традиций, культуры. И в каждом центре свято чтут память о тех временах, когда казахская земля стала родной, а казахский народ – братским.
Польский детский дом в Семипалатинске. Воспитатели и воспитанники, 1941 г. Фото Центрального государственного музея РК
В День благодарности неизменно звучит «спасибо» на языках всех национальностей, проживающих здесь в дружбе и согласии. В 2023 году в праздничные мероприятия будут вовлечены 40 домов дружбы со всех регионов страны с участием более 400 человек.
«День благодарности – это шанс сказать всем нам спасибо. Сказать всем этносам, православным, мусульманам, иудеям спасибо, за то, что мы сохраняем мир и стабильность в нашей замечательной стране. И строим и развиваем эту страну все вместе, единым народом Казахстана», – добавил председатель филиала общественного объединения «Казахстанский Русский культурный центр» в Алматы Всеволод Лукашев.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет
Читайте также: