Раннее утро. С гор, которые совсем рядом с домами, идет свежая прохлада. Тучи. Но дождя не будет, местные знают это наверняка, потому что изучили погодный нрав этой местности. Поэтому мужчины отправляются на поля, женщины берутся за домашние хлопоты, дети идут в школу или помогают родителям. Тут не принято отдыхать, тут все всегда привыкли работать.
Национальные танцы, красивые костюмы, вкусные блюда и уже только немного родной язык – то, с чем ассоциируется у Хадижи и Софии историческая родина. Их прадеды жили на Кавказе, в районе Приэльбрусья. Попав в Кыргызстан, в 1944 году, после депортации, не сразу поверили своим глазам – казалось, что родина переехала вместе с ними, так сильно местность напоминала дом.
«Из тех, кто попал в Северный Казахстан, очень многие погибли. Процентов 70: и дети, и старики. Из тех, кто попал на юг, это Ош и Джалал-Абад, там тоже очень многие погибли, потому что было жарко. И потом, когда уже можно было приезжать, все удивлялись, говорили, что Иссык-Куль это второй Кавказ», – рассказывает жительница села Фрунзе Любовь Ольмезова.
На берегу озера Иссык-Куль было несколько сел, где жили переселенцы с Кабардино-Балкарии. Но больше всего их было в селе Фрунзе, в середине ХХ века оно называлось Коммуна. Пока шла война, среди переселенцев были в основном женщины, старики и дети.
«Вы знаете, очень хорошо всех приняли сельчане. Всех распределили по семьям. И вот так они жили в семьях. Что интересно, дети говорили на трех языках: кыргызском, балкарском и русском. Они не просто говорили, они в совершенстве владели этими языками», – говорит Любовь Ольмезова.
Когда после войны прибыла мужская половина балкарцев, работа в колхозах Иссык-Куля забурлила. Животноводство, полеводство – все проходило через их руки. После объявления реабилитации, когда люди могли снова вернуться на родину, к балкарцам на Иссык-Куль приезжал сам Исхак Раззаков – первый секретарь ЦК Компартии Киргизии. Он просил людей остаться и не уезжать. Но остались единицы. Сегодня в селе живут не больше 20 балкарских семей. Они по-прежнему занимаются сельским хозяйством. Только уже не под громкие призывы председателей кооперативов и колхозов, а по собственному желанию. Тут шутят, найти дом балкарца не сложно – с улицы будут обязательно видны сараи, набитые сеном. Даже весной, когда, казалось бы, все заготовки уже должны закончится – запасов много.
Тахир ака фермер в нескольких поколениях. Ухаживать одновременно за скотиной, работать в огороде и на поле в 10 гектаров – для него дело привычное. Ячмень, пшеница и сенокос – только успевай сеять и собирать.
Телят он обычно продает в конце мая. Заработанные деньги пускает в мечту. Пока тепло, строит гостевой дом для внуков, чтобы им было куда приезжать летом, на каникулы.
«Я привык уже здесь, а потом, климат сменишь, здесь же высоко, видите как мы загорели, бронзовые какие. Поэтому я туда не хочу. Просто боязно ехать. Я привык здесь: к этому воздуху, к этой воде. Тут озеро, там горы, вот тут мы и живем», – рассказывает фермер села Фрунзе Тахир Ольмезов.
Фатима – соседка Тахира. По профессии повар. Больше 15 лет готовила еду для туристов в пансионатах. Говорит, что вдали от исторической родины меньше помнить о ней не стала. Когда встречает гостей дома, на столе исключительно национальные блюда. Например, сегодня – жерме, рулетики из внутренностей барана.
Родители Фатимы, когда она была еще ребенком, пробовали вернуться на исторические земли. Инициатором был отец. Хорошо помнит, как собрались всей большой семьей и поехали знакомиться с землей предков. Но прожив там шесть лет, поняли, что хотят вернуться к кыргызскому озеру.
Пока хозяйка готовит угощения, глава семьи в поле, а дома помогает сын – Исмаил. Вместе с отцом они держат мини-пасеку, прямо у себя в огороде. Убрать трутней и подготовиться к переезду – сейчас его основная задача. Как только в горах станет на несколько градусов теплее, пчелиные семьи отправятся на цветущие луга в горы на все лето. Сегодня это уже 60 ульев. Незаметно труды пчел приносят за сезон до тонны меда. Красиво упаковав в баночки, товар увозят на ярмарки в столицу.
Для молодежи в селе нет никаких развлечений. И на вопрос: что можно тут еще делать, кроме учебы в школе и работы с пчелами, Исмаил ответил – ехать на поле помогать папе. А летом – купаться в озере, до которого рукой подать, 30 минут – и ты на пляже. Ребятам все нравится. Поэтому те, кто в свое время не уехал, делать этого в будущем и не собираются.
В селе Фрунзе, где живут балкарцы, есть небольшая сельская школа. В ней Любовь Добаковна – человек, который познакомила нас со своим родным селом и пригласила в гости, летом – на каникулы, проработала почти 40 лет. Пока училась в пединституте, на факультете русского языка и литературы, ее позвали в школу быть пионервожатой. В это время срочно потребовалась учитель по химии. И так как школьные знания были еще свежи в памяти студентки, она согласилась попробовать.
Выйдя на пенсию, стала заниматься творчеством. Вспомнила ремесло, которое помогало ее мамам и бабушкам зарабатывать в безденежные времена. Взяла пряжу и начала вязать: шапки, платки, шарфы, свитера и носки.
«Когда они начинали вязать, был просто тотальный дефицит всего. Нам заказывали и мы вязали. Это стало бизнесом хорошим. А потом, это были 90-ые годы. Видимо, уже не было такой потребности, и все, резко закончился спрос», – рассказывает жительница села Фрунзе Любовь Ольмезова.
Сегодня она вяжет для себя, в удовольствие. То, что она создает, все равно долго не залеживается. В село довольно часто заезжают туристы, которым нравится увозить с собой диковинные сувениры. При этом, никакой рекламы балкарцы не делают. Просто однажды к ним заехали одни путешественники. Тем, как их удивил живописный уголок с гостеприимными и трудолюбивыми людьми, поделились с другими. И так появилась новая тропа для путешествий в село, которое почти век назад приютило и стало родным домом для сотен семей из Кабардино-Балкарии.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет
Читайте также: