12:42 22/01/2023

Эйзенштейну – 125: как режиссер предопределил принципы создания советских фильмов?

Дебабов Дмитрий\ТАСС

Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Эйзенштейна. Его называют родоначальником советской киношколы. Картины «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный» навсегда вошли в золотой отечественный кинофонд. На его фильмах выросли многие мировые кинорежиссеры, рассказывает корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев.

Свои первые киноработы Эйзенштейн даже фильмами не называет. Монтаж аттракционов. Экспериментировать с кино режиссер начал на сцене театральной постановки в 1923 году. В те годы Эйзенштейну всего 25. Он лучший ученик Мейерхольда, и вроде бы сначала идет по его стопам. Но кино становится главным искусством для будущего кинорежиссера, как завещал Ленин.

На роль Владимира Ильича в своем третьем фильме «Октябрь» режиссер пригласил не актера, а простого рабочего. Метод Эйзенштейна – революция в кинорежиссуре. На смену буржуазному принципу его кино без главных героев. Вместо них – яркие типажи, интеллектуальный монтаж и говорящая деталь. Как висящие очки судового доктора, после бунта на корабле из фильма «Броненосец Потемкин». Картина, которая до сих пор считается одной из лучших в мире на все времена.

«Святая вера в то, что происходит, такая мечта о мировом расцвете. Рождается новый мир, мы победим. Весь мир насилья мы разрушим, а затем мы наш новый мир построим», – сказал киновед, сотрудник музея кино Станислав Луговой.

После фильмов о революции Эйзенштейн становится передовым режиссером советского авангарда. Но в те годы в России еще смотрят немое кино, тогда как за границей – уже со звуком. Вместе с соавтором Александровым режиссер едет за границу для освоения звуковой кинотехники. В Голливуде знакомится с Чаплиным и Диснеем.

Марлен Хуциев как медиум советской эпохи
«В 1929-м году Эйзенштейн написал «Заявку» («Будущее звуковой фильмы»), в которой создал манифест нового кино – звукового. Его подписал Пудовкин и Александров», – рассказала киновед, научный сотрудник музея кино Ольга Шин.

Но в Союзе уехавшего на три года Эйзенштейна считают дезертиром. И он срочно возвращается. Дома его обходят наградами и званиями – нечего поощрять подобную вольность у советских режиссеров. И только перед войной Эйзенштейну предлагают снять героический эпос по-новому, со звуком.

Снимать про Александра Невского режиссер решает сам. XIII век, там можно пофантазировать. В мастерских «Мосфильма» шьют меховые шубы, куют металлические шлемы. Художники делают макеты древнего Новгорода. Вот фотография, как с помощью комбинированных съемок режиссер создает дальний план в кадре.

«Полчища тевтонов, которые движутся на Русь, с очень считываемыми тевтонскими орлами, с крестом Епископа, который видится, как свастика. Реабилитация происходит очень удачно», – отметил Станислав Луговой.

За «Невского» Эйзенштейн получает Ленинскую премию. Патриотизм становится главной темой режиссера. Последняя картина «Иван Грозный» – прямой заказ от Сталина. Эйзенштейн снимает наизнос, ночами. Первую серию, вторую. Получает один инфаркт за другим. Самоубийство фильмом – так Сергей Эйзенштейн называл свою работу. Третья часть «Грозного» так и осталась неснятой. Окончательно здоровье мастера подкосило то, что сюжет не понравился Сталину.