В 2022 году главной выставке страны исполнилось 83 года. И пусть дата не круглая, ко дню рождения ВДНХ подготовились основательно. Большинство павильонов предстали во всем своем историческом блеске. Главной целью масштабной реставрации было вернуть зданиям прежний облик, превратив их при этом в современное выставочное пространство, оснащенное по последнему слову техники. В результате ВДНХ стала поистине уникальным пространством музейно-выставочных проектов, международных деловых выставок и конгрессов и самым масштабным музеем под открытым небом.
Национальные торгово-выставочные павильоны стран СНГ заняли на территории ВДНХ почетное место. Каждый из них знакомит посетителей Выставки с историей, культурой, экономическим и туристским потенциалом своей страны. На их территории проводится множество важных культурных и экономических событий, включая ярмарки, национальные праздники, дегустации национальных продуктов и фестивали народного искусства. Сейчас на ВДНХ уже открылись торгово-выставочные центры (ТВЦ) Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана и Молдовы. Готовятся к открытию павильоны Кыргызстана и Узбекистана. Идут переговоры о появлении на территории выставки и ТВЦ Таджикистана. Рассказываем об истории национальных павильонов стран СНГ и о том, как они выглядят и что предлагают гостям сейчас.
В СССР большое значение придавалось агитационной работе. Рассказать о достижениях трудящихся молодого советского государства была призвана масштабная Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ), которая открылась в Москве 1 августа 1939 года и стала мощным орудием государственной пропаганды идеалов дружбы народов.
Замысел ее создателей состоял в том, что посетители, обходя огромную территорию выставки, как бы совершали путешествие по всей стране и видели успехи разных народов, населявших СССР. Поэтому павильоны союзных республик должны были отражать не только их хозяйственные достижения, но и национальный колорит, и народные традиции.
За прошедшие 83 года выставка претерпела множество изменений, под разными именами – ВСХВ, ВДНХ СССР, ВВЦ – она пережила периоды расцвета, полного упадка и нового возрождения. Сегодня это крупнейший экспозиционный, музейный и рекреационный комплекс в мире.
Новая жизнь национальных павильонов ВДНХ началась в 2010 году, когда президент России Владимир Путин предложил странам СНГ взять бывшие павильоны республик СССР в аренду на 50 лет за символическую плату – 1 рубль в год. Но взамен за свой счет восстановить прежний вид зданий. С этого момента многие национальные павильоны стран СНГ были реконструированы и восстановлены. А часть из них в результате реставрационных работ полностью вернули свой исторический облик.
Shutterstock/FOTODOM
ВТЦ Азербайджанской Республики занимает павильон № 14 – бывший павильон «Азербайджанская ССР». Он был построен в 1939 году. Здание в стиле сталинской эклектики было возведено по проекту молодых азербайджанских архитекторов Садыха Дадашева и Микаила Усейнова – знатоков азербайджанского зодчества и национального искусства в целом. В его фасаде и интерьерах отражено богатство архитектуры и народного декоративно-прикладного искусства азербайджанского народа.
После периода консервации во время Великой Отечественной войны все национальные павильоны пережили реконструкцию. А к 1964 году состоялся переход ВДНХ на отраслевой принцип показа. Республиканские павильоны получили новые названия и новое наполнение. Так, павильон «Азербайджанская ССР» стал называться «Вычислительная техника». Экспозиция демонстрировала посетителям разработки советских конструкторов в производстве электронно-вычислительных и управляющих машин. А изумительный по красоте главный фасад был закрыт глухим металлическим коробом с остекленным первым этажом.
Восстановление исторического облика здания началось после того, как в октябре 2016 года между Москвой и Баку был подписан договор аренды этого объекта культурного наследия. В январе 2017 года павильон был передан Азербайджану, и стартовала его масштабная реконструкция.
Ремонтные работы шли пять лет. Реставраторы восстановили все лучшее, что было заложено в изначальной идее азербайджанских архитекторов, в том числе стрельчатые формы, национальные росписи, майоликовые узоры и витражи шебеке.
После модернизации и технического переоснащения внутреннее пространство павильона стало представлять собой светлый и просторный шоурум. На его территории действует торгово-выставочный центр Азербайджанской Республики, в котором функционирует постоянно действующая экспозиция, знакомящая с историей, культурой, экономическим и туристским потенциалом Азербайджанской Республики. А также проводятся художественные выставки и презентации предприятий промышленности. Кроме того, в оранжерее павильона на постоянной основе проводятся концерты живой музыки.
Shutterstock/FOTODOM
ВТЦ Республики Армения разместился в павильоне № 68 – в самом сердце ВДНХ, на центральной площади, рядом с фонтаном «Дружба народов». Надо сказать, что первый в истории ВДНХ павильон, посвященный достижениям Армении, был построен совсем в другом месте – за фонтанной площадью, слева на Главной аллеи. Он был выстроен по проекту выдающегося советского архитектора Каро Алабяна и получил название «Армянская ССР». Архитектура того первого павильона, вобравшего в себя приемы древнеармянского зодчества, была строгой и торжественной. Однако в новом веке в этом историческом здании обосновался Музей Рерихов (филиал Государственного музея Востока).
Павильон №68, в котором сегодня разместился национальный ВТЦ Республики Армения, был построен в 1952-1954 годах. Изначально он назывался «Сибирь» и рассказывал о достижениях этого огромного региона СССР. Возведенный в популярном в те годы стиле сталинского ампира – светлый, просторный, построенный с размахом – он представляет собой шестиугольное здание, украшенное декоративными башенками и напоминающее небольшую крепость. Подчеркивают этот образ элементы отделки в форме бойниц.
Этот павильон менял тематику экспозиций многократно. В разные годы павильон назывался «Сельское хозяйство РСФСР», «Топливная промышленность», «Угольная промышленность». С начала 1990-х целых десять лет павильон находился в аварийном, полузаброшенном состоянии.
Но в 2002 году павильон был передан ООО «АРМИМПОРТ» и с этого момента началось его возвращения к жизни. Уже в 2003 году, после ремонта и частичной реставрации тут открылся выставочно-коммерческий центр Армении и ресторан «Арарат».
А в 2011 году между правительствами России и Армении было заключено соглашение о создании на базе павильона № 68 национального ВТЦ Республики Армения. После этого в павильоне прошла масштабная реконструкция и реновация. Во внутренних интерьерах появилось множество элементов, которые отражают важные исторические этапы развития страны.
Сейчас павильон «Армения» предоставляет для своих посетителей возможность погрузиться в атмосферу страны, ознакомиться с ее историей, увидеть лучшие памятники архитектуры и попробовать на вкус национальные продукты. Тут звучит армянская музыка и сюда как магнитом притягивает тех, кто любит Армению. В павильоне создано музейно-выставочное пространство и экспозиционные зоны, где посетители могут ознакомиться с достижениями республики, увидеть произведения народного творчества. А также – музей ковра и национальные музыкальные инструменты. В павильоне работает ресторан «Арарат», дегустационный зал, магазины экологически чистых армянских продуктов, ювелирных изделий и сувениров.
Вячеслав Прокофьев/ТАСС
ВТЦ Республики Беларусь занял просторное здание, расположенное в конце аллеи, окаймляющей площадь Колхозов. Это павильон № 18, который был возведен к 1941 году и назывался в то время «Белорусская ССР». Однако после Великой Отечественной войны первое здание было почти полностью перестроено – в торжественном победном стиле «сталинской эклектики».
Перед главным фасадом располагалась монументальная колоннада из двух рядов колонн. За ними – открытый полукруглый дворик с колоннадой, отделанной цветной майоликой с национальным белорусским орнаментом. Главным акцентом павильона была и до сих пор остается круглая башня, увенчанная монументальной скульптурой «Родина». На втором ярусе башни павильона располагаются пять аллегорических скульптур: механизатора, колхозницы со снопом, охотника, доярки и ученого-агронома.
В 1964 году павильон стал называться «Электротехника». С обратной стороны здания появилась пристройка из стекла и металла. Внутреннее убранство было сильно упрощено, ликвидированы национальные мотивы.
17 сентября 2010 года между Правительством Российской Федерации и Советом Министров Республики Беларусь было подписано Соглашение о создании в павильоне № 18 торгово-выставочного центра Республики Беларусь. Закипели реставрационные работы, которые частично вернули павильону исторический облик.
В настоящее время в павильоне функционируют представительства белорусских торговых компаний легкой и пищевой промышленности и кафе национальной кухни. После реновации и технического переоснащения павильон представляет собой светлое и современное пространство, оснащенное большими цифровыми экранами. Это дает возможность организовывать на его территории специализированные выставки и презентации предприятий всех отраслей белорусской промышленности в цифровом формате. А также значительно расширяет потенциал объекта как торгово-выставочной площадки и важнейшего инструмента продвижения белорусской продукции как в России, так и в других странах.
В 2022 году на прилегающей к павильону территории в качестве подарка Республики была установлена полноразмерная модель карьерного самосвала «БЕЛАЗ», как символ мощи белорусского автопрома и фотозона для гостей Выставки.
Артем Геодакян/ТАСС
Первое, еще деревянное здание для демонстрации достижений народов Казахстана было выстроено в стиле древней восточной архитектуры в далеком 1937 году. Затем здание было дважды перестроено перед самой войной. После войны было принято решение выстроить новый просторный павильон «Казахская ССР», и деревянное здание было снесено.
Павильон №11, в котором сейчас располагается ВТЦ Республики Казахстан, был возведен в 1954 году. Его силуэт, напоминающий восточный мавзолей, ярко выделялся на фоне других сооружений и стал заметным украшением выставки, расположившись в самом начале Главной аллеи ВДНХ.
Особую торжественность и пафос зданию придавал стеклянный купол со шпилем. Снаружи он был украшен металлическим, частично позолоченным орнаментом. Созданием конструкций и непосредственно монтажом купола занимались специалисты Метростроя. Обилие стекла и широких арок создало эффект светлого, свободного пространства, а декоративные светильники, панно и гобелены, выполненные казахскими мастерами, указывали, культура какого народа здесь представлена.
Начиная с 1963 года в павильоне №11 разместилась экспозиция «Металлургия», перебравшаяся сюда из павильона «Машиностроение». И внешний вид здания изменился почти до неузнаваемости. Роскошный стеклянный купол был демонтирован, а фасад был облицован плитами с вертикальными тягами из нержавеющей стали, а сзади возник новый объем из стекла и бетона.
С приходом 90-х павильон был отдан под коммерческие проекты. В здании открылась кунсткамера «Аномалия человеческого тела», а также экспозиция «Тайны подводного мира», в которой был аквариум с живыми акулами и экзотическими рыбами.
В 2011 году в павильон решили вернуть национальную экспозицию. Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан было заключено соглашение о создании в павильоне №11 торгово-выставочного центра Республики Казахстан.
С августа 2018 года в павильоне проводились ремонтно-реставрационные работы, которые сейчас завершены полностью. В 2021 году в отреставрированном павильоне № 11 открылся выставочно-торговый центр Республики Казахстан. В исторической части павильона проходят мультимедийные презентации с информацией об истории, культуре, науке, искусстве, образовании и экономике Республики Казахстан. В пристроенной части здания размещены ресторан национальной кухни, площади для сменных и постоянно действующих выставочно-ярмарочных мероприятий, конференц-зал, а также офисные помещения.
Shutterstock/FOTODOM
Павильон №4, в котором сейчас расположился выставочно-торговый центр Кыргызской Республики, изначально носил название «Эстонская ССР» и был построен в 1952-1954 годах. Убранство павильона было продумано до мельчайших подробностей и весь он представлял собой уникальное произведение искусства.
Входной портал облицевали полихромной майоликой, образующей национальный орнамент. Парадный фасад украшен майоликовым панно, на остальных фасадах расположены барельефы с эстонскими народными орнаментами. Портик павильона оформили угловыми пилонами и восьмигранными колоннами с национальными эстонскими узорами. Многие детали поддерживают сельскохозяйственную тему: барельефы на стенах павильона и оформление окон – три огромных окна, выходящих на аллею, остеклили матированными стеклами с прозрачными рисунками и защитили коваными решетками с позолоченными изображениями колосков. В отделке использовали тесаный известняк, мрамор и терразитовую штукатурку.
Но вся эта роскошь оказалась избыточной после того, как в 1964 году павильон был отдан под отраслевую тематику и стал называться «Биология». А в 1990-х здание и вовсе заняли торговые площади, и оно постепенно пришло в упадок.
Новый этап в жизни павильона начался в 2010 году, когда правительства России и Кыргызстана подписали соглашение о том, что на базе павильона №4 будет создан национальный центр Кыргызстана. Павильон работал до 2016 года и был популярным среди москвичей, гостей столицы: в нем можно было приобрести самые разные товары – от национальных сладостей до путевок в Кыргызстан. А в 2017-м году павильон был закрыт на реставрацию в соответствии с новой концепцией: там будет создана экспозиция об истории и культуре страны.
В настоящее время завершены основные работы по укреплению и реставрации фасадов павильона. Архитекторами восстановлены фасады здания, отделанные терразитовой штукатуркой, лепнина, украшающая колонны по периметру здания, мраморные скамейки, майоликовый узор фасадной стены с входным порталом. Проведены работы по воссозданию ранее утраченной скульптурной композиции «Рыбы», проведены ремонтно-реставрационные работы в интерьерах павильона. Сейчас завершаются последние работы по обустройству внутренних интерьеров. Совсем скоро выставочно-торговый центр Кыргызской Республики откроется после реконструкции.
Shutterstock/FOTODOM
ВТЦ Республики Молдова занимает павильон № 10 (бывший павильон «Молдавская ССР»). Он был построен в 1954 году к открытию обновленной Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и находится напротив фонтана «Дружба народов».
Поскольку павильон был посвящен Молдавской ССР, проект сразу создавался с учетом традиций национального зодчества республики, а перед фасадом появились скульптуры двух главных героев советской Молдовы: Сергея Лазо и Григория Котовского.
Белокаменное здание с нарядным фасадом, снизу доверху было украшено народными орнаментами. Резные колонны поддерживали декоративный фриз, украшенный десятью барельефами, отображавшими основные отрасли сельского хозяйства республики. По углам фасада возвышались огромные рога изобилия из белого бетона, а большой фронтон венчал герб Республики. В лепном декоре воспроизводились кружева и орнаменты народных вышивок.
В 1963 году было решено перевести в молдавский павильон экспозицию «Стандартизация и метрология». Это сразу изменило его облик: с главного фасада исчезли многочисленные элементы национального декора, включая герб Молдовы, рога изобилия и барельефы, убрали памятники Котовскому и Лазо. Вскоре у десятого павильона появилось новое название: «Стандарты СССР». Еще большим изменениям здание подверглось в 1967 году. Вся красота была спрятана под новый фасад, представлявший собой огромный остекленный экран. Фронтон и колонны исчезли, появился второй этаж.
Возвращение павильона к прежнему виду началось лишь в новом веке: 28 июня 2011 года между Правительствами Российской Федерации и Республики Молдова было подписано Соглашение о создании в этих стенах выставочно-торгового центра Республики Молдова. Капитальный ремонт и создание в павильоне №10 современного торгово-выставочного пространства началось в 2017 году.
Работа была чрезвычайно сложной и кропотливой. Так, чтобы восстановить всю лепнину потолка, было заново отлито из гипса около 28 тысяч сегментов лепнины. Их восстанавливали по фотографиям и уцелевшим фрагментам старого декора. Для отделки фрагментов стен использовалось порошковое серебро и золото, с которыми работали реставраторы церквей. А зеркальный пол из мрамора с мозаикой укладывали по тем же технологиям, что и «бесшовные» полы в Кремле. В результате павильон стал даже роскошнее, чем в прошлом.
В настоящее время ремонтные работы завершены, и павильон работает в тестовом режиме. Там открыт бутик дизайнерской одежды, центр «Здоровье» и сувенирный магазин, а также ресторан европейской и молдавской кухни «Леон».
Shutterstock/FOTODOM
Узнать павильон № 66, в котором когда-то размещалась экспозиция Узбекской ССР, во все времена было очень просто. Другой такой красивой резной ротонды на стройных тонких колоннах не было ни на выставке, ни вообще в мире. Павильон построен в 1954 году по проекту Стефана Полупанова – архитектора и великого знатока искусства древнего Самарканда. В своих работах он сочетал принципы авангарда и приемы национальной архитектуры. Ему удавалось мастерски переводить национальные формы на язык архитектуры. В случае с ротондой мастер взял за основу легкие восточные столики. Эта взлетающая ввысь беседка под резным куполом в форме 12-конечной звезды – на самом деле увеличенный столик. Такой архитектурный прием еще не был распространенным в то время, но потом вошел в моду.
У основания ротонды первоначально был установлен большой фонтан, а по бокам от входа высились покрытые бронзой статуи девушек. В руках они держали большие охапки хлопка и фрукты – традиционные символы обильного урожая и плодородия. Орнаментальные рельефы фасада – плоские, почти контурные – напоминали пышный восточный ковер. В них также отражались две главные отрасли сельского хозяйства Узбекистана – хлопководство и каракулеводство. Особой гордостью павильона были резные двери. Для их создания специально приезжали мастера из Узбекистана.
Ко входу в павильон вела широкая лестница, в 50-х ее украшали скульптуры сборщицы хлопка и чабана-каракулевода, но, к сожалению, до наших дней они не дошли. Вся белоснежная постройка павильона была выполнена в стиле сталинского ампира и в плане имела П-образную форму. Ее облик органично вписывался в торжественную атмосферу послевоенной всесоюзной выставки.
В 1964 году экспозиция павильона №66 была полностью изменена, а сам он получил название «Советская культура». В нем стали проводить выставки советского искусства и устраивать различные концерты. В 1990-е годы в павильоне «Советская культура», как почти на всей территории ВДНХ, открылись многочисленные магазины. Для этого внутри павильона установили много легких перегородок, исказивших его первоначальную планировку.
В новом веке тема искусства опять вернулась в эти стены: в 2016 году в павильоне №66 открылась галерея музейно-выставочного центра «РОСИЗО». С апреля 2016 года по декабрь 2017 года там было проведено три выставки. И, наконец, в 2019 году Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Узбекистан заключили соглашение, согласно которому павильон был передан Узбекистану. Скоро в обновленном пространстве начнет работу выставочно-торговый центр этой Республики. И как в добрые советские времена воссозданные скульптуры сборщицы хлопка и чабана-каракулевода будут встречать гостей на стилобате павильона.
Подробнее в сюжете: Павильоны ВДНХ
Читайте также: