Президент России Владимир Путин объявил о возвращении к базовой для страны системе образования. Срок обучения в российских вузах составит от 4 до 6 лет. Студенты узких специализаций смогут продолжить образование в магистратуре либо ординатуре. Аспирантура будет выделена в отдельный уровень профессионального образования. Об этом российский лидер сказал в ходе послания Федеральному Собранию.
Обновленная базовая система образования должна объединить в себе лучшие советские практики и опыт последних десятилетий, сказал президент. «Правительству совместно с парламентариями потребуется внести многочисленные поправки в законодательство об образовании, о рынке труда и так далее. Здесь нужно все продумать, проработать до мелочей», – отметил Путин.
Переход к новой системе подготовки специалистов «должен быть плавным», подчеркнул президент. «Студенты, которые сейчас учатся в вузах, продолжат обучение по действующим программам, полученные дипломы также будут легитимны», – добавил российский лидер.
О том, как уход от Болонской системы обучения скажется на качестве образования и рынке труда в России, MIR24.TV побеседовал с экспертами в сфере образования.
«Текущая система образования в России является довольно разнородной: есть направления подготовки, реализуемые четыре года, пять и шесть лет. В связи с переходом на Болонскую систему образования в 2003 году вузы были вынуждены перестроить свою работу и изменить большое количество образовательных программ, доказавших свое качество еще в Советском Союзе, – говорит и.о. декана факультета технологического предпринимательства университета «Синергия» Ольга Харина. – Изменения в системе образования были вызваны тем, что советская система уже не отвечала требованиям экономики и бизнеса.
Болонская система образования не оправдала себя как единая с Европой система и в некоторой степени демотивировала научную составляющую образования. В своем послании президент подтвердил необходимость перестройки системы образования в России для коллаборации лучшего опыта системы образования Советского Союза с запросами современного бизнеса и экономики в целом».
Сегодня бизнесу в первую очередь требуются сотрудники, обладающие практическими навыками в конкретной профессии, подчеркнула Харина.
«Умение сразу включаться в рабочие бизнес-процессы и их понимание совместно с высоким уровнем знаний являются ключевыми преимуществами при найме на работу, – говорит она. – Кроме того, существенную роль играет уровень цифровой компетенции. Несмотря на всеобщую цифровизацию, далеко не все выпускники и студенты имеют высокий уровень требуемых знаний и умений, что снижает возможность автоматизации рабочих процессов, а иногда и тормозит эффективность работы в целом. С целью формирования кадров для экономики инновационного типа важно проведение фундаментальных (научных) исследований. Именно фундаментальная составляющая знаний определяла уровень образования в СССР. Комбинация современных цифровых инструментов и фундаментальной составляющей способны дать синергетический эффект для развития экономики».
В своем послании Владимир Путин отметил, что специалисты узкого профиля после базового обучения в вузе смогут продолжить обучение в магистратуре и ординатуре. Значение этих уровней высшего образования не стоит недооценивать, считает Ольга Харина.
«С введением профессиональных стандартов и федеральных образовательных стандартов нового поколения содержание и разработка магистерских образовательных программ стали тесно связаны с трудовыми функциями (действиями, знаниями и умениями), которые требуются в определенных профессиях и для работы на конкретных должностях, – говорит педагог. – Программы обучения спланированы так, чтобы в ходе обучения магистр получил все необходимые знания, навыки и умения для успешного и эффективного выполнения своих непосредственных обязанностей. Это существенно снижает время на адаптацию сотрудников после приема на работу».
Идея обновления системы образования давно назрела, считает декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин.
«За двадцать лет присутствия в РФ Болонской системы, когда аспирантура стала ступенью высшего образования, количество защит диссертаций аспирантами снизилось примерно в десять раз, то есть обучение в аспирантуре без защиты на выходе стало нормой, – говорит он. – Количество магистров также кратно снизилось ввиду недостаточной привлекательности получения полного высшего образования относительно трудоустройства после окончания бакалавриата. И понятно, почему: как правило, если мы ведем речь о цифровых профессиях, то способные студенты с конца второго – начала третьего курса бакалавриата уже трудоустраиваются и получают зарплату, значительно превышающую зарплату доцента, а порой и профессора вуза, что делает дальнейшее обучение в их глазах бессмысленным».
По мнению Гатауллина, в процессе реформирования российской образовательной системы необходимо учитывать опыт последних десятилетий – в том числе и негативный. «При изменении конфигурации отечественной системы высшего профессионального образования начинать нужно с содержательной части – повышения привлекательности научно-исследовательской деятельности у молодых специалистов, – считает эксперт, – через усиление системы мотивации, агитационную работу с обучающимися, возможности реализации творческого потенциала в интересных прикладных и фундаментальных исследованиях».
Очень важно уделять особое внимание практическим навыкам студентов, для этого вузы должны активно сотрудничать с бизнесом, уверен Сергей Гатауллин:
«Задача передовых вузов – выстраивать индивидуальные образовательные траектории обучающихся с младших курсов, в которых окончание специалитета или магистратуры и дальнейшее обучение в аспирантуре должны выглядеть привлекательными для талантливых студентов со всех точек зрения – экономической, социальной и личностной.
Такие образовательные траектории невозможны без тесного партнерства вузов и технологических партнеров из индустрии. Именно от этих партнеров должен идти запрос на R&D (Research & Development, в пер. с англ. «поиск и развитие» – прим. ред.) активность вузов, в результате которой студенты получают опыт работы в реальных проектах, нацеленных на решение задач бизнеса, и профессиональные компетенции, востребованные рынком труда».
Подробнее в сюжете: Образование в СНГ
Читайте также: